(Из истории вопроса - год 2004-й)
Кукобой. Если Великий Устюг - родина Деда Мороза, а Кострома - Снегурочки, то в Ярославской области решили: пусть село Кукобой - станет родиной Бабы Яги.
Театрализованное представление "На день рождения к Бабе Яге" - стало главной фишкой прошедшего в минувшую субботу праздника села Кукобой, посвященного 75-летию Первомайского района.
А что? В Вологодской области вон как раскрутили Деда Мороза. К нему в гости на экскурсии круглый год туристические автобусы мимо нас с песнями летят. В Костроме не долго думая быстренько за Снегурочку ухватились, мол, наша землячка - и опять мимо нас теплоходы вниз по Волге поплыли. А мы чем хуже? Вот тут и родилась идея с Бабой Ягой. Сторона Кукобойская - глухая, непроходимая, болотистая... Чем не родина Бабы Яги?! В момент и легенда подходящая нашлась. Мол, местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что когда их земляк, купец Воронин, который жил тогда в Петербурге, предложил им на выбор: построить железную дорогу до Пошехонья или еще одну церковь, они упали ему в ноги и слезно просили, чтобы он воздвиг здесь второй божий храм. Видя воистину гоголевский произвол нечистой силы, Иван Агапович, руководивший крупнейшим акционерным обществом по строительству храмов, за три года отгрохал в селе невиданный доселе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами, величием и красотой.
...Новую достопримечательность села - избушку для Бабы Яги - бригада плотников Александра Александровича Зимина срубила рядом с памятником Ленину, и, надо признать, что на протяжении всего праздника она вместе со своими обитателями пользовалась куда большим успехом, чем бетонный Ильич со спрятанной за спину рукой с кепкой.
Идея с Бабой Ягой пришлась по душе и приехавшему на праздник губернатору области Анатолию Лисицыну.
- Очень хорошо, что вы не стоите на месте, что у вас творческие мысли появляются, - сказал он.
Театрализованное представление "На день рождения к Бабе Яге" - стало главной фишкой прошедшего в минувшую субботу праздника села Кукобой, посвященного 75-летию Первомайского района.
А что? В Вологодской области вон как раскрутили Деда Мороза. К нему в гости на экскурсии круглый год туристические автобусы мимо нас с песнями летят. В Костроме не долго думая быстренько за Снегурочку ухватились, мол, наша землячка - и опять мимо нас теплоходы вниз по Волге поплыли. А мы чем хуже? Вот тут и родилась идея с Бабой Ягой. Сторона Кукобойская - глухая, непроходимая, болотистая... Чем не родина Бабы Яги?! В момент и легенда подходящая нашлась. Мол, местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что когда их земляк, купец Воронин, который жил тогда в Петербурге, предложил им на выбор: построить железную дорогу до Пошехонья или еще одну церковь, они упали ему в ноги и слезно просили, чтобы он воздвиг здесь второй божий храм. Видя воистину гоголевский произвол нечистой силы, Иван Агапович, руководивший крупнейшим акционерным обществом по строительству храмов, за три года отгрохал в селе невиданный доселе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами, величием и красотой.
...Новую достопримечательность села - избушку для Бабы Яги - бригада плотников Александра Александровича Зимина срубила рядом с памятником Ленину, и, надо признать, что на протяжении всего праздника она вместе со своими обитателями пользовалась куда большим успехом, чем бетонный Ильич со спрятанной за спину рукой с кепкой.
Идея с Бабой Ягой пришлась по душе и приехавшему на праздник губернатору области Анатолию Лисицыну.
- Очень хорошо, что вы не стоите на месте, что у вас творческие мысли появляются, - сказал он.
- И в том, что вы объявили себя родиной Бабы Яги, я вижу здоровый и хороший символ. Ведь Баба Яга - это хранительница потустороннего мира. Здесь масса фантазии, масса фольклора, и можно действительно придумать такое фантастическое действо, когда туристы будут слетаться сюда на автобусах и самолетах! Я поддерживаю этот проект, считаю, что его надо развивать, и, может быть, тогда Кукобой появится на туристических маршрутах всей России.
А туристы были уже тут как тут: словно рояль в кустах, на площади стояли два больших экскурсионных автобуса, набитых первооткрывателями нового туристического маршрута, приехавших на экскурсию в Кукобой. Помимо родины Бабы Яги кукобойцы предложили им знакомство со школьным краеведческим музеем, осмотр зала народных промыслов в доме культуры и, конечно же, знакомство со Спасским собором, который в 1912 году освящал сам ярославский архиепископ Тихон, будущий опальный патриарх.
И хотя народ собирался в субботу на театрализованное представление, посвященное дню рождения Бабы Яги, но по причине того, что праздник села совпал с днем рождения губернатора области Анатолия Лисицына, кукобойцы стоя громкими аплодисментами поздравили главу региона с 57-летием и вручили ему любимый пирог и скромный подарок. Поздравления и подарок от селян получил и глава округа Леонид Щербаков, который отмечал свой день рождения в воскресенье.
...А Первомайский район и впрямь чудная, глухая сторона. В 1921 году семь селянок организовали здесь сельскохозяйственную коммуну имени Крупской. Через десять лет численность коммуны достигла 104 человек. И тут ОГПУ выяснил, что актив коммуны составляет ячейка скрытного женского монастыря. Начались аресты, и 17 коммунарок из "контрреволюционной группы" были осуждены.
Леса. Болота. Глухомань. Чертов угол. Родина Бабы Яги. Вот и торжественное открытие праздника по этой причине затянулось на полчаса. А объявленные под фанфары высокие гости: заместитель губернатора Ирина Скороходова, член Совета Федерации Виктор Глухих и директор департамента культуры и туризма Юрий Иванов - на трибуне так и не появились. Неужели заблудились в непроходимых первомайских лесах? Или просто забыли о поездке на презентацию нового туристического продукта? Хотя чего удивляться, если теперь здесь официально признанная родина Бабы Яги.
А туристы были уже тут как тут: словно рояль в кустах, на площади стояли два больших экскурсионных автобуса, набитых первооткрывателями нового туристического маршрута, приехавших на экскурсию в Кукобой. Помимо родины Бабы Яги кукобойцы предложили им знакомство со школьным краеведческим музеем, осмотр зала народных промыслов в доме культуры и, конечно же, знакомство со Спасским собором, который в 1912 году освящал сам ярославский архиепископ Тихон, будущий опальный патриарх.
И хотя народ собирался в субботу на театрализованное представление, посвященное дню рождения Бабы Яги, но по причине того, что праздник села совпал с днем рождения губернатора области Анатолия Лисицына, кукобойцы стоя громкими аплодисментами поздравили главу региона с 57-летием и вручили ему любимый пирог и скромный подарок. Поздравления и подарок от селян получил и глава округа Леонид Щербаков, который отмечал свой день рождения в воскресенье.
...А Первомайский район и впрямь чудная, глухая сторона. В 1921 году семь селянок организовали здесь сельскохозяйственную коммуну имени Крупской. Через десять лет численность коммуны достигла 104 человек. И тут ОГПУ выяснил, что актив коммуны составляет ячейка скрытного женского монастыря. Начались аресты, и 17 коммунарок из "контрреволюционной группы" были осуждены.
Леса. Болота. Глухомань. Чертов угол. Родина Бабы Яги. Вот и торжественное открытие праздника по этой причине затянулось на полчаса. А объявленные под фанфары высокие гости: заместитель губернатора Ирина Скороходова, член Совета Федерации Виктор Глухих и директор департамента культуры и туризма Юрий Иванов - на трибуне так и не появились. Неужели заблудились в непроходимых первомайских лесах? Или просто забыли о поездке на презентацию нового туристического продукта? Хотя чего удивляться, если теперь здесь официально признанная родина Бабы Яги.
Олег Гонозов
"Золотое кольцо" N 117 от 29.06.2004
История села Кукобой
На сегодняшний день имеется самое первое упоминание о селе Кукобой в купчей князя Ивана Кемского на деревни в Пошехонье (1526г.). В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев ( а значит принадлежало монастырю).
В монастырь земли были переданы после смерти князя Семёна Андреевича Шелешпальского. Из царской грамоты от 11 апреля 1564 года следует, что это село, вотчина князя Александра Кемского (царского воеводы), было отписано на царя. Подозрительный и жестокий Иван 4-ый подвергал казням и гонениям виновных и невиновных и в первую очередь отбирал земли. Но не долго село было царским. Приехав в очередной раз в Кирилло-Белозерский монастырь замаливать грехи, Иван Грозный передал Кукобой монастырю.
В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов - Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост. В начале 18 века из 33 волостей Пошехонского уезда Ухтомская волость почти полностью была вотчиной монастырей: Кириллова, Андрианова, Корнильева и Павлова. Это примерно 200 сёл и деревень. Для сравнения, у князей Ухтомских было всего 14 сёл и деревень. Есть переписная книга 1719 года Пошехонского уезда, где записано кто, в каком чине и какими сёлами владел. Уже в середине 19 века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость. В 1859 году в Кукобое( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 году, а в соседней деревне Б.Ивановское насчитывалось 37 дворов и 176 жителей. Подорваново - это деревня казённая ( бывшая государственная), где было 28 дворов и 154 жителя. В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской. В начале 20 века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты. В 1909 году начинается строительство нового храма на средства Ивана Агаповича Воронина. Он жил в Петербурге и был одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов, разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан. Приехав в село, он предложил им на выбор - строительство собора или железной дороги до Пошехонья(70 км по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь. Воронин пожертвовал на строительство храма 1 миллион царских рублей. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела - строители, каменщики, резчики. Храм возводился умельцами села. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич - белый для стен и лазуревый для колоколен и башенок - доставлялся из Финляндии. Строительство храма было завершено за 3 года. Миллиона царских рублей хватило и на храм, и на новую школу за рекой (так как в старой стало тесно) и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги. В 1912 году храм был освящён архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси. После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую, и в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района. Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам. В хозяйствах было по 1-2 коровы, лошади, от2 до4 десятин земли. Около 20 % жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65-70% середняками, 10% - зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади. На 1 октября 1929 года в районе насчитывалось 7 колхозов. А в коммуне, созданной в 1921 году в деревне Захарьево, было уже сильное хозяйство, ржи получали по 115 пудов с десятины, в 1927 году купили трактор. Профессию трактористки освоила Анна Фёдоровна Смирнова. И за лето 1930 года подняла 200 га целины. Самые первые колхозы были созданы в деревнях Фомино и Большое Ивановское. Из воспоминаний Александры Васильевны Орловой следует, что в их д. Фомино колхоз создали в 1929 году и нахвали именем Коминтерна. Кто не согласился вступать в колхоз, сажали в кутузку, правда, через несколько дней отпускали. Под раскулачивание попал Павел Константинович Пикин, которому принадлежала водяная мельница. Всего в колхоз вошло 40 дворов. Председателем выбрали Ивана Бодунова из д. Редрики. Через некоторое время все из колхоза разбежались, свою скотину забрали по домам. Но потом снова объединились в колхоз "Красный огонёк". Более крупный колхоз образовался в д. Большое Ивановское. Как вспоминает Леонид Алексеевич Костицын, в него вошли 70 дворов. В семье Костицыных было 4 коровы, 2 лошади, овцы, поросёнок. Из них они сдали в колхоз лошадь и 2 коровы. Забрали также сараи, овчины. В деревне раскулачили двоих: Михаила Алексеевича Костицына, имевшего пекарню в Кукобое, и хозяина мельницы Андрея Васильевича Мельникова(потом он всё же вступил в колхоз). Но в те годы ещё не все деревни вступали в колхозы. Началась насильственная сплошная коллективизация. Примером этому может служить д. Юшково. Как вспоминает Мария Николаевна Сотникова, кто не хотел вступать в колхоз, бросали всё и уезжали в Мурманск, Архангельск, Вологду. Были и те, кто оставался единоличниками. Мария Николаевна помнит, что её родители обижались на то, что на трудодни давали мало хлеба. В 1937 году у них было 1000 трудодней на двоих, а на один трудодень давали 200 граммов зерна с мусором пополам. Итак, до войны на территории Кукобойского сельсовета было создано 14 колхозов. До войны урожаи были очень низкие - 7-8 центнеров с одного гектара. Но после колхоз "Красный броненосец" получил урожай 17-18 центнеров с гектара. Во время войны мужчин в деревне не было, лошадей тоже, пахали только женщины. За год нужно было выполнить норму в 1000 трудодней. За невыполнение плана давали штраф. Так что за день нужно было выполнить 2-3 нормы. В 50-х годах началось укрупнение хозяйств, и в 1956 году был создан колхоз "Мир".
В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов - Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост. В начале 18 века из 33 волостей Пошехонского уезда Ухтомская волость почти полностью была вотчиной монастырей: Кириллова, Андрианова, Корнильева и Павлова. Это примерно 200 сёл и деревень. Для сравнения, у князей Ухтомских было всего 14 сёл и деревень. Есть переписная книга 1719 года Пошехонского уезда, где записано кто, в каком чине и какими сёлами владел. Уже в середине 19 века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость. В 1859 году в Кукобое( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь, построенная в 1836 году, а в соседней деревне Б.Ивановское насчитывалось 37 дворов и 176 жителей. Подорваново - это деревня казённая ( бывшая государственная), где было 28 дворов и 154 жителя. В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской. В начале 20 века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты. В 1909 году начинается строительство нового храма на средства Ивана Агаповича Воронина. Он жил в Петербурге и был одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов, разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан. Приехав в село, он предложил им на выбор - строительство собора или железной дороги до Пошехонья(70 км по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь. Воронин пожертвовал на строительство храма 1 миллион царских рублей. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела - строители, каменщики, резчики. Храм возводился умельцами села. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич - белый для стен и лазуревый для колоколен и башенок - доставлялся из Финляндии. Строительство храма было завершено за 3 года. Миллиона царских рублей хватило и на храм, и на новую школу за рекой (так как в старой стало тесно) и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги. В 1912 году храм был освящён архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси. После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую, и в 1929 году Кукобой стал райцентром Первомайского района. Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам. В хозяйствах было по 1-2 коровы, лошади, от2 до4 десятин земли. Около 20 % жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65-70% середняками, 10% - зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади. На 1 октября 1929 года в районе насчитывалось 7 колхозов. А в коммуне, созданной в 1921 году в деревне Захарьево, было уже сильное хозяйство, ржи получали по 115 пудов с десятины, в 1927 году купили трактор. Профессию трактористки освоила Анна Фёдоровна Смирнова. И за лето 1930 года подняла 200 га целины. Самые первые колхозы были созданы в деревнях Фомино и Большое Ивановское. Из воспоминаний Александры Васильевны Орловой следует, что в их д. Фомино колхоз создали в 1929 году и нахвали именем Коминтерна. Кто не согласился вступать в колхоз, сажали в кутузку, правда, через несколько дней отпускали. Под раскулачивание попал Павел Константинович Пикин, которому принадлежала водяная мельница. Всего в колхоз вошло 40 дворов. Председателем выбрали Ивана Бодунова из д. Редрики. Через некоторое время все из колхоза разбежались, свою скотину забрали по домам. Но потом снова объединились в колхоз "Красный огонёк". Более крупный колхоз образовался в д. Большое Ивановское. Как вспоминает Леонид Алексеевич Костицын, в него вошли 70 дворов. В семье Костицыных было 4 коровы, 2 лошади, овцы, поросёнок. Из них они сдали в колхоз лошадь и 2 коровы. Забрали также сараи, овчины. В деревне раскулачили двоих: Михаила Алексеевича Костицына, имевшего пекарню в Кукобое, и хозяина мельницы Андрея Васильевича Мельникова(потом он всё же вступил в колхоз). Но в те годы ещё не все деревни вступали в колхозы. Началась насильственная сплошная коллективизация. Примером этому может служить д. Юшково. Как вспоминает Мария Николаевна Сотникова, кто не хотел вступать в колхоз, бросали всё и уезжали в Мурманск, Архангельск, Вологду. Были и те, кто оставался единоличниками. Мария Николаевна помнит, что её родители обижались на то, что на трудодни давали мало хлеба. В 1937 году у них было 1000 трудодней на двоих, а на один трудодень давали 200 граммов зерна с мусором пополам. Итак, до войны на территории Кукобойского сельсовета было создано 14 колхозов. До войны урожаи были очень низкие - 7-8 центнеров с одного гектара. Но после колхоз "Красный броненосец" получил урожай 17-18 центнеров с гектара. Во время войны мужчин в деревне не было, лошадей тоже, пахали только женщины. За год нужно было выполнить норму в 1000 трудодней. За невыполнение плана давали штраф. Так что за день нужно было выполнить 2-3 нормы. В 50-х годах началось укрупнение хозяйств, и в 1956 году был создан колхоз "Мир".
И. Дерунова