Речные Круизы

История городов России

Отзывы туристов

Воронеж. Первое упоминание о Воронеже относятся к середине ХII в., Ипатьевская летопись нам сообщает, что  Воронеж  тогда подчинялся Великому князю Рязанскому и входил в его княжество. Следующее упоминание Ипатьевской летописи датировано 1237 г. когда монголо-татары разграбили и полностью уничтожили Воронеж.

Voronezh gerbЛишь три с половиной века спустя, в 1585 году на прежней территории Воронежа,  указом царя Федора Ивановича был заложен сторожевой пункт. Через год на правом берегу реки  Воронеж  начали возводить деревянную крепость. Вокруг крепости возникли поселения ремесленников, купцы и мелких торговцев. Основное же население  Воронежа  составляли солдаты, казаки и стрельцы.
В 1590 году на  Воронеж  напали черкасские казаки. Город был разграблен и сожжён, и много времени ушло, чтобы восстановить все постройки заново и возвести новые.
В 1613 году Воронеж  снова подвергся опасности: войска бунтовщика Ивана Заруцкого вместе с Мариной Мнишек двигались к южным рубежам России. Защитники Воронежской крепости выдвинулись на встречу и после длительной баталии разбили отряды нападавших. В Воронежской крепости была хорошо организована система оповещения и обороны: огромный колокол одной из башен оповещал об опасности после чего все жители города собирались в остроге и закрывали все ворота. В крепости круглосуточно дежурил конный солдат, который должен был оповестить соседние крепости о приближении опасности. Воронежская крепость было хорошо вооружена:  её защищали пятнадцать пушек, солдаты были вооружены пищалями, имелся большой пороховой запас.
Туры в ВоронежНо к 1615 г. население  Воронежа составляло  около 7000 человек.
В 1600 г. неподалеку от крепости основан Успенский монастырь. Главный храм монастыря – Успенский собор был воздвигнут ещё раньше, в 1620 г. образован Акатов монастырь в северной части города, а в 1623 г. - Покровский монастырь.
К концу 17 в. основным занятием воронежцев была обработка земли и торговля. Воронежское черноземье давало богатые урожаи и местные купцы устанавливали торговые отношения с другими городами, в основном расположенными ниже по течению Дона. Воронеж  становился  торговым центром юга России.
1696 год круто меняет историю города.  В Воронеж прибывает царь Пётр I. Воронеж становится «колыбелью российского флота», Петр I закладывает здесь судостроительную верфь на островах, близ правого берега реки, Петру I необходим был флот для военного похода к берегам Азова. Одновременно начинается строительство адмиралтейства и царского дома, возводятся мануфактуры по производству парусов и канатов, пушечно-литейный завод, возведён дворец на острове и небольшой дом на окраине  города , где государь провёл много времени. Для строительных работ сюда прибыло множество плотников, матросов, пушечных мастеров, неподалеку от верфи основана Немецкая слобода. Численность населения возросла многократно  и к началу 18 в. составляла около 30 тысяч человек. Построенные корабли освящались в Успенском храме.
Туры в ВоронежУспенский (Адмиралтейский) храм - старейшая сохранившаяся церковь Воронежа. Полное название церкви Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Престольный праздник храма — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа). Предполагается, что закладка храма произошла в первое десятилетие основания крепости Воронеж. Так, в грамоте от 5 августа 1594 г., посланной царем Федором Ивановичем воеводе Ивану Кобякову, говорилось об отъезде строителя Александра в Воронеж. Успенский (Адмиралтейский) храм является памятником архитектуры XVII в. Он перестраивался и изменялся несколько раз, поэтому в архитектуре его смешались разные стили. Пятиглавый четверик с низкой трехлопастной апсидой (высотой 13,1 м) принадлежит к допетровскому времени. В духе классицизма выдержаны прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня (высота последней 21,4 м). Стенопись храма заштукатурена. Успенский храм — единственный дошедший до нашего времени памятник, тесно связанный с кораблестроением и становлением российского флота при Петре I. Царь впервые приехав в Воронеж в феврале 1696 года, именно близ Успенского храма нашёл наиболее удобное место для строительства парусников. Специально для этого была выстроена Немецкая слобода, на острове возведено адмиралтейство, включавшее цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Недалеко от верфей был построен дворец царя и дома его сподвижников А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Ф. А. Головина, Н. М. Зотова. Успенский храм как бы делил верфь на правую и левую, разрывая её. 
2 апреля 1696 года после богослужения в Успенском храме были спущены на воду галеры и корабли первого регулярного военно-морского флота России. Среди них была галера «Принципиум», на которой Пётр I по пути в Азов принял первый военно-морской устав - «Устав по галерам». В 1700 году в храме был освящён один из первых утверждённых военно-морских флагов России, который был поднят на первом российском линейном корабле «Гото Предестинация». В 1700 году Успенская церковь стала Адмиралтейской. В ней совершал богослужения первый воронежский епископ Митрофан в честь спуска на воду кораблей. Часто на богослужениях присутствовал и Петр I. Существует легенда, что иногда царь сам пел на клиросе. 
После отъезда государя, промышленная и духовная жизнь  Воронежа  не умирает, а активно развивается: в 1745 году была основана семинария, один из выпускников которой, священник Е. Болховитинов известен как историк и краевед. Произошли изменения в архитектуре города. Постоянные пожары, уничтожавшие деревянную застройку, привели к созданию первого плана перестройки города 1773 г. и застройки каменными зданиями. К 1777 г. в городе уже было  777 каменных зданий, 17 каменных церквей и три монастыря.

В концу 70-х годов 18 в.  Воронеж  становится центром Воронежского наместничества, а в 1781 г. появляется Воронежский герб:  кувшин с вытекающей из него водой. В 1785 году было основано Народное училище, первая типография, основанная по инициативе Е. Болховитинова,  а в начале 19 в. открыты уездное училище и гимназия, первая библиотека, профессиональный театр. В 1845 году открылся Михайловский кадетский корпус и частный пансион для девочек.
Voronezh2-1В начале 20 в. в Воронеже идёт бурный промышленный рост, а население достигает 100 тыс. человек, в городе открываются филиалы московских банков. В 1913 г. в  Воронеже  открыт первый институт имени Петра Великого, в сельскохозяйственном институте учились великие русские ученые К.Д. Глинка, А.В. Думанский, Б.М. Козо-Полянский. И.С. Никитин, к середине века - в городе  15 публичных библиотек.
В первой половине 20 в.  Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области, куда вошли Воронежская, Тамбовская, Курская и Орловская губернии.
В период с 1942 по 1943 год Воронеж  оккупирован немецкими войсками. Ожесточенные бои привели к большим разрушениям, уцелели лишь 5% строений, остальные были частично или полностью разрушены, исчезли 5 храмов, был уничтожен монастырь.
В 1990 г. Воронежу  присвоено звание Исторического  города  России. Сейчас под охраной государства находится свыше трехсот памятников архитектуры, построенные в разные века.

Воронеж - родина манной каши! 
Воронежский краевед В.Л. Елецких, изучающий историю Воронежского края уже более 30 лет, считает, что Воронеж считается родиной   манной   каши  благодаря легенде Петровских времен о воронежском мельнике Остапе.
   "Как-то во сне привиделась Остапу мельница, которую он захотел в Воронеже построить, да не простая, а чтоб дивились на нее все иностранные царские прихлебатели, что ученостью своею кичились и русских людей за быдло держали. Дошло до начальства. Рукой махнули – тоже дело полезное, строй! И соорудил Остап чудо-мельницу на горе, неподалеку от крепости, дорогу к ней замостил и рядом на яру построил амбар для приемки зерна. Внутри лари завел с отборным ячменем да житом, южною яровой пшеницею да заморским овсом: это для важных особ, чтоб на заказ муку либо крупу смолоть. Цену за помол тоже назначил божескую и рассчитал, что окупит свою мельницу года за два. Однажды к Остапу на мельницу приехал сам царь Петр Первый, который в то время в Воронеже корабли строил. А у мельника манка пошла первосортного помола. И угостил мельник гостя  манной   кашей, сваренной на молоке, со сливочным маслом поверх горячего явства в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и расцеловал мельника! "Сроду такого кушанья не едал! Быть тебе еще и ресторатором! И торговать беспошлинно во веки веков!" - повелел государь.

Воронеж - родина манной каши! 
С  кабачковой   икрой  связана более реальная история: в начале прошлого века житель поселка Репное, изобрел  кабачковую   икру - он готовил ее в чанах, закатывал  кабачковую  массу в жестяные банки, отправлял их в Москву, где необычное яство подавалось в самых престижных ресторанах.

Воронеж - родина Воздушно-Десантных Войск!
Датой рождения ВДВ принято считать 2 августа 1930 года. В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа, на окраине Воронежа, впервые в СССР, осуществлено десантирование боевой группы. Мысли о возможности быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации. Самолеты того времени были достаточно неприхотливыми, они вполне обходились без аэродромов и могли садиться на любой более менее горизонтальной площадке, что позволяло осуществлять первые вывозы разведчиков в тыл противника уже в годы Первой мировой войны. А в 1927-1929 годах Красная Армия успешно использовала авиацию для переброски войск в Средней Азии, во время борьбы с басмачами. В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху. По его замыслам такие подразделения, вооруженные в том числе и тяжелым оружием, должны были самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи. Речь пока еще шла только о "посадочных" десантах, о применении парашютов для высадки бойцов, тогда никто еще не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения пилотов, и не привлекал внимания военных специалистов. Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему первым военным парашютистом в СССР. Было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже, с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады. По своему примечательна история этого назначения и знакомства Мошковского и Минова. Вот как её описывает в своей повести «С крыла на крыло» летчик–испытатель Игорь Шелест: 
«Яков Мошковcкий был дежурным по авиабригаде, когда Минов впервые прилетел в их часть после возвращения из Америки, где он изучал парашютное дело. От серебристого Р-5 Минов шел аршинными шагами, не обращая внимания на молодого летчика. Яков поспешал, бросая взгляды на ястребиный профиль гостя, на пурпурный ромбик в голубой петлице. Мошковский не мог долго молчать.
— А я знаю, зачем вы прилетели к нам!.. — сказал он. Минов обернулся, удивленный формой обращения. С любопытством взглянул на парня с наганом, «кубарями» в петлицах и повязкой на рукаве. Глаза, какие-то проворные, восторженные и лукавые, о чем-то уже просили.
— Зачем же? — поинтересовался Минов.
— Будете демонстрировать здесь парашютные прыжки!
— Вот как!.. — улыбнулся довольно Минов. Позже Мошковский нашел случай еще раз встретиться и заявил в упор:
— Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто захочет прыгать, так, чур, я первый!... Когда Минов в беседе с командиром бригады попросил прикрепить к себе расторопного летчика для вывозки и помощи, тот задумался: «Кого бы это?»
— Скажите, командир, а этот ваш дежурный, что меня встречал... Как его?..
— Мошковский? Вы знаете, это мысль. Он мне две недели не дает прохода с вашими прыжками. Узнал как-то, что вы прилетите, и стал приставать: хочет обязательно прыгнуть первым!»
Впоследствии, этот инициативный молодой человек станет талантливым организатором и пропагандистом парашютного спорта. После учебных сборов, Мошковский будет назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады, а позже возглавит Высшую парашютную школу Осоавиахима и наряду с Миновым, в числе первых парашютистов, будет удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР».
26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Минову предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады. Прыжок 26 июля фактически стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР. С тех пор, эта дата считается днем рождения советского парашютного спорта. Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. Сборы проводились в течение 26-29 июля. За это время количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании "Ирвин". Прыжки совершались с двухмоторного самолета "Фарман-Голиаф" 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа. Об успешных прыжках доложили начальнику Военно-воздушных сил Баранову и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка. "Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории "противника" — прокоментировал свое задание Баранов. Высадку десанта решено было произвести с самолета "Фарман-Голиаф". В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение для новичков. Так как грузоподъемность самолета "Фарман-Голиаф" не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Минов, вторую группу возглавил Яков Мошковский. Длинноствольное оружие и боеприпасы было решено выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах. Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.
2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет "Фарман-Голиаф" под управлением летчика Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Миновым, а так же Мошковский, вылетевший с целью уточнения места выброски десанта. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка, и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков. Вернувшийся на аэродром "Фарман-Голиаф" забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования. Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа. Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена. В современном Воронеже, историческое место высадки первого десанта занимает территорию парка Победы у торгового центра «Арена». В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак — гранитный камень и мемориальная доска с надписью: "Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек". А позже 4 сентября 2010 установлен памятник "Воронеж  —  родина  ВДВ". Скульптура состоит из десантника в военной форме 1930-х годов и мальчика с моделью самолета в руках. Фигуры стоят под куполом парашюта. Автор монумента - Владимир Петрихин.

История корабля «Гото Предестинация» - точная действующая копия.
«Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 г. на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. В проект корабля царь лично внес немало новинок. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет. Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхонъ Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека. По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу. Размеры корабля составляли: длина - 36 м, ширина - 9,5 м, глубина трюма - 3 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пу­шек: на нижней — 26 10-фунтовых орудий, в последствии были установлены 6-фунтовые пушки, на верхней  24 6-фунтовых орудий и на юте и фор-кастле (баке) — 8 3-фунтовых орудий. 27 апреля 1700 г. на верфи Воронежского адмиралтейства, в присутствии высших чинов государства и иностранных послов «Гото Предестинация» была спущена на воду. 17 апреля 1702 г. корабль был переведен к устью р. Воронеж, а в 1705 г. установлен на камели (плавучий док). Военно-морская служба «Гото Предестинации» начинается с 1710 г., когда корабль был приведен на камелях в город Азов. В июне 1711 г. «Гото Предестинация» находилась в Таганроге в эскадре Корнелия Крюйса, где участвовала в блокировании азовского побережья от подхода турецкого галерного флота. В июле 1711 г. Петр I сообщил своему азовскому губернатору Ф. М. Апраксину о мире с турками и приказал перевести «Гото Предестинацию» в Санкт-Петербург. В ин­струкции Апраксину было сказано: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным ма­нером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». 14 (25) апреля 1712 г. «Гото Предестинация» прибыла в Константинополь вместе с кораблем «Ластка» и шнявами «Лизет» и «Мункер». Турки отказались пропустить русские суда че­рез укрепления Босфора, и с разрешения Петра, Апраксин счел выгодным продать «Гото Предестинациию» с другими судами Азовского военного флота за 26 167 венецианских червонцев (цехинов).
Копия корабля «Гото Предестинация» является не только воплощением исторической памяти для воронежской области и всей России. Это еще и уникальный с точки зрения мирового судостроения проект. Идея строительства такого грандиозного проекта принадлежит лично губернатору Воронежской области Алексею Васильевичу Гордееву. Действующая копия корабля «Гото Предестинация» является не только музейной экспозицией, но и пассажирским теплоходом.

Посмотреть туры и экскурсии в Воронеж >>>

Наши контакты: +7-495-771-60-37 ;  +7-495-973-70-51;  www.zolotoe-koltso-tur.ru

Имя
E-mail *
Телефон, Город
Сообщение
Закрыть