Владимир - расположен на Золотом кольце и входит в состав Золотого кольца России. В прошлом Владимир – столица Древней Руси, центр государственности и культуры, сейчас крупный промышленный, областной центр. Всемирную славу его составляют знаменитые белокаменные постройки XII в. Основателем Владимира традиционно считался переяславский князь Владимир Мономах, построивший крепость на слиянии Клязьмы и Лыбеди в 1108 г. Однако теперь установлено, что город был заложен на месте древнего поселения киевским Владимиром Красное Солнышко в 990 г.
Владимир
Герб города Владимира – лев, по своему происхождению, один из самых древних в русской геральдике, ему более семисот лет. Он возник в XII веке как родовой знак владимиро-суздальских князей. Изображение льва – один из наиболее распространённых сюжетов в декоративном оформлении храмов, построенных на Владимирской земле в XII–XIV веках. Например, в настенных рельефах Успенского (1158–1161 гг.) и Дмитриевского (1193–1197 гг.) соборов во Владимире, церкви Покрова Богородицы на Нерли (1165 г.) и особенно в главном рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230–1234 гг.), где лев изображён на воинском щите, там, где традиционно помещали герб западноевропейские рыцари. Фигура льва в геральдике, как правило, символизирует силу, храбрость, власть, что не противоречит главной политической идее владимиро-суздальских князей в XII–XIII веках – создание княжеской власти, способной преодолеть феодальную раздробленность Руси.
На владимирском гербе, помещённом в «Титулярнике» 1672 года, у льва появились атрибуты – корона и крест в лапах. А на знамёнах владимирских полков 1712 г. лев изображён без короны. В знаменном гербовнике 1730 г. впервые голова льва повёрнута в фас. Такое изображение было использовано при составлении официально утверждённого герба 16 августа 1781 года, через три года после того, как Владимир стал губернским городом.
Описание герба: «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест». Восстановлен 17 марта 1992 года.
История Владимира
Владимир - расположен на Золотом кольце и входит в состав Золотого кольца России. В прошлом Владимир – столица Древней Руси, центр государственности и культуры, сейчас крупный промышленный, областной центр. Всемирную славу его составляют знаменитые белокаменные постройки XII в. Основателем Владимира традиционно считался переяславский князь Владимир Мономах, построивший крепость на слиянии Клязьмы и Лыбеди в 1108 г. Однако теперь установлено, что город был заложен на месте древнего поселения киевским Владимиром Красное Солнышко в 990 г.
В начале второй половины XII в. Князь Андрей Боголюбский стал проводить огромные по масштабам того времени строительные работы: сооружены мощные заградительные валы с дубовыми стенами, возведен Успенский собор, строятся Золотые ворота.
Следующим владимирским князем становится старший брат Андрея- Всеволод III, продолживший «собирание» русской земли. Период его княжения- время наивысшего политического подъема Владимира. При нем также широко ведется строительство, складывается владимиро-суздальская школа архитектуры и живописи, которая сыграла важнейшую роль в развитии русской культуры и искусства. В 1238 г. Владимир разграблен и сожжен монголо-татарами. С 1252 по 1262 г. владимирский престол занимает Александр Невский. Умелый и тонкий политик, он жил в мире с Золотой Ордой. Но через 30 лет после смерти князя город снова разрушен ханом Туданом.
В 1299 г. во Владимир переносится из Киева митрополия, город становится духовной столицей Руси до того времени, пока в 1326 г. князь Иван Калита не переманивает митрополита Петра в Москву. Только с 1328 г., когда Иван Калита сел на великое княжение во Владимире, набеги затихли. Но Калита уже не стал переезжать во Владимир. С этого времени великие князья приезжали сюда только венчаться на княжение в Успенском соборе. А с 1432 г. и эта церемония начала проводиться в одноименном московском храме, и Владимирское княжество окончательно утратило роль центра Руси.
В XVII во Владимире возобновляется каменное строительство, но оно уже не может сравниться с «золотым веком» владимиро-суздальского зодчества. В 1719 г. город становится центром провинции, а в 1796 г.- губернии. XVIII в. затронул Владимир перестройкой по линейному плану, который в России повсеместно вводился императрицей Екатериной Великой.
Сегодня Владимир – промышленный, туристический центр, город, обладающий богатейшим культурным наследием. В 1992 г. памятники белокаменного зодчества XII в. –Золотые ворота, Успенский кафедральный и Дмитриевский соборы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
От мощной линии оборонительных укреплений XII в.до нас дошли только остатки земляных валов (достигавших в древности длины 7 км) и Золотые ворота (1164), бывшие главным въездом во Владимир. Образцами для них послужили Золотые ворота Киева и Константинополя. Эта белокаменная постройка имела вид четырехгранной башни с арочным проемом, который закрывался дубовыми створами, украшенными листами золоченой меди. Первоначально арка была примерно на 2м выше, но за девять веков нижнюю часть ворот скрыл культурный слой земли. До нашего времени сохранилась только арка и две стены, а все остальное является достройками XVIII в. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татар, осаждавшим пришлось пробить городскую стену в другом месте. В толще башни 64 ступени ведут в помещение Ризположенской надвратной церкви, где размещается экспозиция Музея воинской доблести, основное место в котором занимает озвученная диорама «Осада Владимира Батыем».
Рядом с Золотыми воротами в здании Троицкой старообрядческой церкви (1916) находится выставка «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка»- коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, созданных мастерами владимирского края ( гусевский хрусталь и цветное стекло, а также расписанные лаковые шкатулки и вышивка «белой гладью» из Мстёры).
Вдоль остатков земляных валов можно пройти до бывшей водонапорной башни (1868), где открыта экспозиция Старый Владимир. Выставка, занимающая три этажа, рассказывает о городе кон. XVIII –нач.ХХ в. Здесь собраны предметы того времени, воссозданы интерьеры, представлены старые фотографии, выдержки из газет и журналов, служащие своеобразными комментариями к экспонатам. На четвертом этаже – смотровая площадка, откуда виден почти весь город и просторы, открывающиеся за Клязьмой.
От золотых ворот начинается улица Большая Московская –самая древняя улица города, на которой находится большинство достопримечательностей Владимира. На Соборной площади, наиболее возвышенной точке города, стоит главный и старейший храм Владимира- Успенский собор (1158-1160). Андрей Боголюбский отстроил храм, не уступавший по высоте киевской Софии, и выделил десятую часть своих доходов на роскошное убранство. Возводили собор мастера из Киева, Греции и Германии из белого –известняка. Стены изукрасили резьбой, главу покрыли червонным золотом, «три большие Иерусалима» были сделаны из чистого золото и драгоценных камней. Пол устилали медные листы и цветные майоликовые плитки, стены расписали фресками. Храм вмещал 2 тыс. человек.
В 1185 г. собор сгорел, и восстанавливая здание, зодчие князя Всеволода III расширили его, возведя вокруг новые стены, увеличили алтарную часть. Убранство заменили еще более дорогим, внутреннее пространство стало вмещать 4 тыс. человек. После нашествия Батыя в 1238 г. Успенский собор остался стоять обгоревшим и разграбленным. Во время взятия города в нем пытались укрыться оставшиеся в живых жители, но все они погибли в дыму или были убиты.
В 1408 г. году А. Рублев и Д. Черный восстанавливают настенную роспись храма, но через два года татарская орда разорят его вновь. Еще раз собор горит в 1536 г. Чудом сохранившиеся фрагменты фресок А. Рублева на тему Страшного суда можно видеть сейчас на двух сводах под хорами, на пилястре в левой части алтаря. В XVIII в. обветшавшее здание восстанавливают, подвергая многочисленным изменениям. К XIX в. относятся Георгиевский придел (архит. Н. Артлебен) и высокая, с позолоченным шпилем колокольня. Современный вид Успенский собор приобретает в 1888-1891 гг.после реставрации, которая отчасти вернула его первоначальный вид.
Архитектура собора явилась основной для развития зодчества Северо-Восточной Руси и Московского государства. Через три века она послужит образцом А. Фиораванти для постройки одноименного храма в Московском Кремле. Здесь же берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба. В соборе погребены Андрей Боголюбский и его сыновья, Всеволод Большое Гнездо, другие русские князья. Чуть к востоку находится вторая «церковь прекрасная» владимирского кремля- Дмитриевский собор построенный князем Всеволодом как дворцовый храм, соре всего, между 1194 и 1197гг. Для его возведения уже не пришлось приглашать «мастеров от немец», русские зодчие смогли сами создать архитектурный шедевр, который называют «каменной поэмой» и «драгоценным ларцом». Отчасти такие определения даны из-за обилия замечательной резьбы, покрывающей собор. Самые ранние барельефы сохранились на северной стене, где можно найти изображение князя Всеволода с сыновьями.
На юной стене привлекает внимание композиция «Вознесение Александра Македонского на небо» - очень распространенный в средневековой Европе сюжет. В центре каждого из фасадов видна фигура царя Давида, иллюстрация псалмов которого –основная тема всех резных украшений. Нижний ряд стен не покрыт узором, так как ранее храм окружала галерея. Внутренние стены были расписаны греческими и русскими мастерами, но до нас дошли лишь фрагменты фресок XII в., изображавших Страшный Суд. Остальная роспись погибла при многочисленных пожарах, разорениях и подновлениях. Особенно плачевно сказалась реставрация, предпринятая в 1837-1839 гг., после которой собор пришлось срочно спасать от полного разрушения.
Между Успенским и Дмитриевским соборами расположены Палаты –здание бывших присутственных мест, построенное в классическом стиле (архит. Бланк, 1785-1796). Здесь теперь открыт Культурно-образовательный центр Владимиро-Суздальского музея-заповедника с картинной галереей, экспозицией «Минувших дней очарованье», выставочном залом, Детским культурным центром, кафе и художественным салоном. В Детском культурном центре для юных туристов проходят выставки «История в лицах», «Старорусская школа», «Ярмарка», «Игрушки друзей», «В гостях у прабабушки», «Жилище древнего человека», «По старому городу», «Русский дом», «Рождение книги», «Мир былины». По заказу могут быть организованы литературные вечера, фольклорные праздники.
Далее по Большой Московской в здании, построенном в псевдорусском стиле, находится Исторический музей, где размещена экспозиция «История Владимирского края с древнейших времен до 1917 г. ».Частью ее являются уникальные находки, пролежавшие в земле около 23 тыс. лет, обнаруженные недалеко от Владимира в 1956 г. на стоянке древнего человека эпохи палеолита, названной в честь протекающего рядом небольшого ручья -Сунгирьской.
Николо-Кремлевская церковь (1761)-двухсветный бесстолпный летний храм, построенный на территории бывшего Кремля. Сейчас здесь работает Планетарий. В конце улицы находится ансамбль Рождественского монастыря. В 1192-1196 гг. на этом месте князь Всеволод возвел белокаменный Рождественский собор. В 1263 г. в нем были погребены останки Александры Невского, канонизированного церковью в 1724 г., и по распоряжению Петра I перенесенные в Санкт-Петербург. В отличие от Успенского и Дмитриевского соборов этот храм не дошел до нашего времени, его разобрали в 1930 г. Сейчас он вместе с колокольней воссоздан заново. Из всего ансамбля лучше всего сохранился Архиерейский дом (1748)- двухэтажное здание в стиле барокко с двумя высокими кровлями. Рождественский монастырь, основанный во время расцвета Владимира, долгое время был самой известной и влиятельной обителью в Северо-Восточной Руси. Но с сер. XVI в. он уступает этот титул Троице-Сергиевой лавре. В 1918-1991 гг. здесь размещались ВЧК, ОГПУ, КГБ.
Напротив Рождественского монастыря находится Дом – музей братьев Столетовых. Экспозиция представляет быт купеческой семьи, из которой вышли А. Столетов-профессор Московского университета, известный ученый –физик, и Н. Столетов-русский генерал, национальный герой Болгарии.
Представляют интерес Выставка «Родная природа», а также Музей Владимирского централа. По Большой Московской улице с XVI в. пролегала известная каторжная дорога Владимирка, а местную пересыльную тюрьму назвали Владимирским централом. Самыми известными ее узниками были А. Герцен, В. Сталин, американский летчик Пауэрс.
На север от Соборной площади расположен – Княгинин (Успенский) монастырь. Он был основан в XII в. женой Всеволода Большое Гнездо Марией, принявшей постриг в нем под именем Марфа. Сохранившееся здание Успенского собора возведено на рубеже XV-XVI вв. и расписано артелью москвича М. Матвеева в 1649 г. Храм долго служил усыпальницей великих княгинь. Сейчас здесь находится знаменитая икона Боголюбской Божьей Матери (XII в.).
Обращают на себя внимание также несколько владимирских церквей: Успения Богородицы с шатровой колокольней, построенная в 1649 г. на берегу Клязьмы на средства купцов «гостиной сотни» Сомовых и Денисовых, Никиты-мученика и Николы Мокрого- памятники храмового зодчества XVIII в.
Туры по Золотому кольцу. На главную >>>
Наши контакты: +7-495-973-70-51; +7-925-091-4814 - Watsapp www.zolotoe-koltso-tur.ru