Суздаль - город-музей в 220 км от Москвы - столица Золотого кольца России, оставшийся в границах XVI в., - настоящая сокровищница русской архитектуры, в которой на площади 6 км2 находится 280 памятников истории и архитектуры, а 9 из них объявлены ЮНЕСКО памятниками мировой культуры, 220 км от Москвы.
Суздаль
Суздаль: Описание герба: «Птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное».
«Звериная» орнаментика всегда воплощала идею силы и могущества. Образы хищников, воспринимавшиеся как символы воинственности, постепенно становились геральдическими эмблемами феодальной знати.
Сокол – символ красоты, храбрости, ума – присутствует также на гербах Красноуфимска и Вознесенска. Вольнолюбивая птица сокол была родовым знаком суздальских князей. Изображения этой птицы встречаются в белокаменной резьбе Рождественского собора, на монетах суздальских князей. Герб города Суздаля – сокол в княжеской короне – впервые появляется в Знаменном гербовнике 1730 года. Он напоминает о том, что в древности Суздаль был центром княжества.
13 ноября 1727 года Государыне Императрице Екатерине I «благоугодно было переименовать» гренадерский 1-й Тверской Суздальский пехотный полк – «по месту стоянки», и вместе прежнего герба (Тверского) полк получил новый, который был высочайше утвержден 8 марта 1730 года: «птица сокол в княжеской шапке; поле пополам: на верхе синее, а вниз красное. Остальное всё золотое».
Герб города Суздаля утверждён вместе с остальными гербами Владимирского наместничества 16 августа 1781 года. 27 марта 1992 года Суздальский городской Совет народных депутатов восстановил исторический герб города.
История Суздаля
Суздаль - город-музей в 220 км от Москвы - столица Золотого кольца России, оставшийся в границах XVI в., - настоящая сокровищница русской архитектуры, в которой на площади 6 км2 находится 280 памятников истории и архитектуры, а 9 из них объявлены ЮНЕСКО памятниками мировой культуры, 220 км от Москвы.
В IХ-Х вв. на холмах над рекой Каменкой, которая в древности являлась важным торговым путем, возникает несколько славянских поселений, носящих общее имя «Суждалъ». Первое упоминание в летописи относится к 1024 г., когда для подавления восстания в Суздале прибыл из Киева Ярослав Мудрый. На рубеже ХI-ХП вв. сооружается деревянная крепость с земляными валами длиной по окружности около 1,5 км.
В XI в. город переходит во владение к Владимиру Мономаху, при котором строится первое каменное здание – храм, созданный киевскими мастерами. В эти годы Суздаль, входящий в состав Ростовского княжества, разрастается, начиная соперничать с Ростовом, и его имя на долгие века входит в официальный титул великих князей Северо-Восточной Руси. Сын Мономаха Юрий Долгорукий большую часть времени проводит уже не в Ростове, а в Суздале, построив себе неподалеку, в Кидекше, резиденцию, При нем город на время становится официальным центром Залесья, но уже следующий князь, Андрей Боголюбский переносит столицу княжества во Владимир, и Суздаль теряет свое политическое значение. В это время складывается владимиро-суздальская школа зодчества.
В 1238 г. Суздаль, как и большинство городов Залесья, сожжен ханом Батыем, К XVI в. в городе располагается Кремль с 15 башнями, 11 монастырей с 27 храмами и 400 жилых дворов. В 1611 г. после шестимесячной осады Суздаль захватывается польско-литовским войсками, в 1634 г. на него нападают крымские татары, а в 1654—1655 гг. почти половину населения уносит чума. Но, несмотря на это, сер. XVII в. - время расцвета монументального строительства. Именно тогда, при митрополите Илларионе, окончательно складывается архитектурный ансамбль города. В 1788 г. при Екатерине II для Суздаля, как и для большинства российских городов, учреждается новый «линейный» план.
Железная дорога обошла город стороной. В 1913 г. в «Спутнике по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии» Н. Ушакова Суздаль упоминается как «древний полузабытый уездный город». После 1917г. Суздаль также подвергся разрушению, как и другие города России. Множество памятников архитектуры использовалось не по назначению, что плачевно сказалось на их сохранности, около 12 церквей было уничтожено.
Со второй половины 1960-х гг. происходит «музейный бум», памятники реставрируются, создается туристическая инфраструктура. В 1965 г. барон Ротшильд говорит: «Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил свое состояние». Сегодня Суздаль — один из известнейших туристических центров. Среди столичной молодежи становится модным встречать здесь Новый Год или проводить другие праздники. Особенно красивые для фотографирования виды Суздаля открываются от Покровского монастыря на Спасо-Евфимьев и наоборот, а также от Александровского на Покровский.
В Суздальском кремле возвышается белокаменный Богородице-РождествешжиЙ собор (1222—1225), который стоит на фундаменте двух более древних построек. Сохранилась только нижняя часть стен, ограниченная аркатурой. В 1445г. у собора обрушился свод, и к 1530 г. верхнюю часть стен заново выложили из кирпича, сделав храму вместо трех пять глав. В 1750 г. поставлены огромные луковицы. Нижняя часть богато украшена резьбой национального русского стиля, интерьер - фресками разного времени (XIII-XIX в.).
В соборе (в западном и южном порталах) расположены знаменитые златые врата (1222-1238), выполненные способом «огневого золочения» (техника золотого письма по черненой меди). Сцены на дверях западного притвора посвящены Новому завету, а сюжеты южных дверей - деяниям архангела Михаила. Рядом с собором находятся Архиерейские палаты (комплекс зданий ХУ-ХVШ вв.) - жилой дом суздальских церковных владык, Благовещенская церковь и шатровая колокольня (1635).
Посадские церкви на Руси часто ставили парами - холодный (летний) храм и рядом теплый (зимний). Холодные обычно строились больше и богаче украшались по сравнению с теплыми. Зимние были теплее не только за счет того, что отапливались, просто малый объем помещения быстрее обогревался молящимися, пламенем свечей и лампад. В музеи Суздальского кремля входят: Рождественский собор; Архиерейские палаты (Крестовая палата, историческая экспозиция, древнерусская живопись, Детский центр «Суздаль 100 лет назад»).
Внутри земляных валов стоит типично суздальская холодная Никольская церковь (1720), в паре с ней - теплый храм Рождества Христова (1771)и колокольня с чуть вогнутым шатром-«дудкой» -изобретением суздальских зодчих. Над рекой Каменкой неподалеку от собора видна еще одна Никольская церковь (1766)- деревянная, привезенная из села Глотова. За мостом через Каменку располагается Музей деревянного зодчества и крестьянского быта под открытым небом, где можно увидеть деревянные постройки, привезенные из разных сел Владимирской области. В избах собраны предметы домашнего обихода. Правее на Ильинском (бывш. Перуновом) лугу - Ильинская церковь (1744), а между ней и музеем видна Борисоглебская (1747). С северной стороны луга стоят три церкви - Богоявленская (1781), рядом Иоанно-Предтеченекая (1739) и Тихвинская (XVII в.).
На Кремлевской улице на пути от Торговой площади к Кремлю за Успенской церковью находится туристическо – развлекательный комплекс Подворье мастеров. Кафе, ретро-фотоателье, арбалетный тир, медовуха, магазин сувениров, работают народные умельцы.
Некогда в Суздале было 15 монастырей. Сейчас их осталось пять. В центре города сохранился Ризоположенский монастырь с необычным трехглавым собором (XVI в.) и нарядными двухшатровыми Святыми воротами (1688). Эти ворота, украшенные цветными изразцами, построены суздальскими мастерами — И. Маминым, А. Шмаковым и И. Грязновым и являются одним из интереснейших памятников Суздаля. Женский монастырь, согласно церковной легенде, основан в 1207 г. епископом Иоанном, хотя исследователи полагают, что обитель гораздо моложе. Монастырская колокольня (72 м), возведенная в 1813-1819 гг. в классическом стиле, является самым высоким зданием и видна из любой точки города.
На левом берегу Каменки расположился мужской Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 г. по приказу суздальско-нижегородских князей Бориса и Андрея Константиновичей. Сейчас это крупнейший музейный ансамбль Суздаля, Обитель была названа в честь преп. Евфимия, который был игуменом монастыря (1352-1404). Монастырь окружают высокие мрачноватые кирпичные стены (1,2 км). Проездная массивная башня (22 м) считается одной из самых красивых в России. За оградой находятся Спасо-Преображснский собор (1564), шатровая Успенская церковь (1525), самая старая такого типа, Корпус архимандрита (XVII в.) и Звонница (ХУI-ХVП вв.), на которой устраиваются концерты колокольных звонов. Звонница неоднократно переделывалась, к ней пристраивались дополнительные пролеты. Древние колокола, самый старый из которых весом в 200 пуд. датировался 1561г., были сброшены в 1932 г. и пошли на переплавку.
Собор расписан в 1689 г. знаменитыми костромскими мастерами Г. Никитиным и С. Савиным. К храму примыкает маленькая церковь (1507-1511), сооруженная над могилой преп. Евфимия Суздальского.
Спасо-Евфимиев монастырь иногда называли «Русской Бастилией». В XVII в. он являлся сильнейшей крепостью Владимирской земли, а с 1767 г. служил тюрьмой для религиозных и политических вольнодумцев. Здесь содержались пугачевцы, декабрист А.Шаховской, скончавшийся в 1829г. и похороненный на монастырском кладбище. В келейном корпусе XVIII в. открыты экспозиции: «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории», «Дмитрий Пожарский - национальный герой России», «Книжные сокровища шести столетий», «Русские иконы», «Золотая кладовая», «История суздальских монастырей» а также Музей наивного искусства.
В монастыре также располагается выставочный салон Клуба лоскутного шитья и прикладного искусства Суздальский лоскуток. Здесь можно купить куклы, сумки, подушки, панно. В монастыре в 1642 г. в своей родовой усыпальнице похоронен национальный герой России князь Дмитрий Пожарский. Изящная надгробная палатка из белого итальянского мрамора над его могилой была разобрана в 1933 г. В 1974 г. на территории монастыря князю Пожарскому был установлен бюст. С 1923 по 1939 гг. монастырь служил политизолятором, а во время войны — лагерем для военнопленных.
Рядом с монастырем на ул. Ленина расположены две церкви - Смоленская (1696-1706) и Св. Симеона (1749); памятник каменной архитектуры XVII в. - посадский дом. По преданию он принадлежал Никите Пустосвяту (Добрынину), известному раскольнику, казненному в Москве в 1682 г. Жилых построек этого времени осталось в России очень мало. Архитектура здания напоминает деревянный рубленный дом.
На другом берегу Каменки находится Покровский женский монастырь, основанный в 1364 г. Он окружен белокаменной оградой с девятью башнями (ХVI-ХVШ вв.). Монастырь раскинулся в пойме реки и прекрасно виден с другого берега. После сурового Спасо-Евфимиевского, он производит радостное впечатление, хотя также долгое время являлся тюрьмой для женщин знатных фамилий. Здесь были заточены жена Московского князя Василия III Соломония Сабурова, четвертая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, супруги Василия IV Шуйского и Петра I. В обители содержались и были похоронены многие менее известные узницы, представительницы родов Ногтевых, Вельских, Черкасских, Скопиных – Шуйских.
Главным сооружением монастыря является Покровский собор (1510-1518, восстановлен в 1962 г.). Храм никогда не имел стенной росписи ни внутри, ни снаружи. Он служил скорее местом захоронения знатных особ, в его подклете находились усыпальницы. Рядом стоят шатровая колокольня (1515). Зачатиевская церковь и трапезная палата (1551). Декор трапезной, совершенно нетипичный для древнерусского зодчества, был широко распространен в Польше. Возможно, строителем трапезной мог быть польский мастер, приглашенный в Россию семейством Глинских. К трапезной примыкает звонница XVI в., конструкция которой очень необычна — на четверике расположены два шестигранника. Очень красива Благовещенская церковь (1518) над Святыми воротами - крохотный резной храм, окруженный галереей. Рядом с Покровским монастырем расположена церковь Петра и Павла (1694). На территории монастыря стоят деревянные избы - гостиничные номера, где можно остановиться на ночь.
Еще два суздальских монастыря сохранились гораздо хуже. Александровский, называемый раньше Большой Лаврой и основанный по преданию князем Александром Невским в 1240 г., находится к югу от Спасо-Евфимиевского. Сохранились величественный Вознесенский собор (1695), который был построен Натальей Нарышкиной, матерью Петра I, и высокая колокольня. В Васильевском, который стоит на выезде из города в сторону Кидекши, уцелел собор (XVII в.), трапезная и часть ограды.
На торговой площади, в центре посада, рядом с Гостиным двором (1811) возвышается главный городской храм — Воскресенская церковь (1720). В пару к ней стоит теплая Казанская церковь (1739) и колокольня со шпилем.
Туры по Золотому кольцу. На главную >>>
Наши контакты: +7-495-973-70-51; +7-925-091-4814 - Watsapp www.zolotoe-koltso-tur.ru