Вышний Волочёк - районный центр Тверской области, на Октябрьской железной дороге и трассе Москва - Санкт-Петербург в 120 километрах от Твери и в 295 километрах от Москвы.
Герб города Вышний Волочек. Дата принятия: 02.04.1772, 16.11.1999
Номер в Геральдическом регистре РФ: 590
Описание: «В серебре лазоревая (синяя, голубая) имеющая серебряную внутреннюю кайму волнистая оконечность, по которой плывёт плево золотая нагружённая лодка с навесом (барка); горностаевая глава шита обременена золотой императорской короной».
В основе герба — исторический герб города Вышнего Волочка Тверской губернии, утверждённый 2 апреля 1772 г.: «серебряный щит с вершиною горностаевого меха, на которой изображена Императорская корона, означающая милость и покровительство Ея Величества. В конце щита на голубой волнистой террасе, изображающей воду, видна лодка нагружённая, показуюшая проход судов близ сего селения». Герб города Вышнего Волочка угверждён Решением Вышневолоцкой городской Думы №236 от 16 ноября 1999г.
В 1862 г. был разработан проект герба Вышнего Волочка в соответствии с проводимой тогда реформой - с венком вокруг щита и короной.
Вышний Волочёк из-за своего географического положения с древнейших времён находился на торговом водном пути из бассейна Невы и озера Ильмень (река Цна) в бассейн Волги (река Тверца), а позже и на сухопутном из Новгорода в Москву. Поселение тут впервые упоминается под 1437 годом. При Иване Третьем был учрежден Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочек захватили и разрушили польские войска. Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала не месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских масторов и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенному за употребление властью и казнокрадство в этой должности. Собственно строили канал согнанные со всей России крепостные, что, естественно, существенно удешевляло строительство. К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого (Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом следующего 1710 года выяснилось, что канал слишком мелок, и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью. Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объем воды в канале. Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова. Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет. К 1722 году он построил плотину на Шлине, а также каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна); в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение — Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указу Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В 1770 году он получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году — герб. В 1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В 1785 году лично Екатерина осмотрела сооружения Вышневолоцкой системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год. В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявших Волгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века явно нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участка Осип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.
Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система начинает приходить в упадок, на этот раз окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему еще дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного, и удивительно, что вообще что-то осталось.
Развитие системы, естественно, повлекло за собой и развитие города. Вышний Волочёк поднялся на торговле во второй половине XVIII века. Город был фактически расположен вдоль канала и сильно зависел от проходящих караванов судов. К середине XIX века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, и железная дорога гарантировала его дальнейшую экономическую состоятельность. Город имеет четкую прямоугольную планировку, центр расположен севернее Тверецкого канала и разделен Цнинским каналом на две части: Городская часть (где расположены торговые и жилые кварталы) и Остров, где располагались административные постройки (важнейшая улица — Осташковская). Нынешний центр города — площадь Венецианова, откуда расходятся пути к важнейшим объектам. Казанский проспект ведет на железнодорожный вокзал, к автовокзалу можно дойти по Большой Садовой улице, к Казанскому монастырю — по улице Сиверса (Володарского), продолжающей Ванчакову линию, где наиболее полно сохранилась старинная застройка. Цнинский и Тверецкий каналы располагаются в черте города, Вышневолоцкое водохранилище находится к западу, а Ново-Тверецкий канал проходит южнее.
Первое примечательное здание в Вышнем Волочке — железнодорожный вокзал. Построенный в стиле эклектики вместе со всей Николаевской железной дорогой, вокзал сохранился практически без перестроек — таким образом можно сказать, что это самый старый действующий вокзал в России. Исторический центр Волочка невелик, но сохранился относительно неплохо. В XVIII—XIX веках Волочек был процветающим купеческим городом, и поэтому его городская застройка сделала бы честь многим губернским центрам. Цнинский канал делил город на две основные части: Городскую (восточный берег), где была сосредоточена торговая и гражданская жизнь, и Остров (за каналом), где располагались административные постройки. Такое деление сохраняется и поныне, правда, старинные здания выглядят запущенными и обветшалыми.
Городская часть.
Историческая застройка сохранилась на расстоянии 1—2 кварталов от набережной. Между Казанским проспектом и берегом Цны расположены два симметричных корпуса Торговых рядов, между которыми до 1935 года стоял Казанский собор. Ныне северный корпус отреставрирован, и используется по назначению, южный заброшен, но вышневолоцкие торговые ряды велики даже для областного центра. Севернее Торговых рядов расположен Венециановский сквер — центр городской жизни, правда, сильно замусоренный и неухоженный. В сквере установлен памятник Алексею Гавриловичу Венецианову — русскому художнику, основателю "бытовой живописи". Со всех сторон сквер окружен старинными зданиями (наиболее интересна Ванчакова линия — улица с односторонней застройкой), среди которых выделяется достойный губернского города Вышневолоцкий Драматический театр, основанный в 1896 году. Это один из старейших и лучших театров Тверской губернии.
Остров.
Другой исторический район города располагается на искусственном острове между петлей Цны и Цнинским каналом. От торговых рядов сюда ведет Петербургский мост, украшенный ажурными решетками — старейший и самый большой мост города. Под мостом располагается небольшой полуостров, на котором высится белоснежный Богоявленский собор (1814, перестроен в 1866 году в псевдорусском стиле) — символ города, довольно невзрачный по архитектуре, но исключительно эффектно расположенный среди воды. Петербургский мост переходит в Осташковскую улицу, слева от которой находится магистрат — огромное здание в стиле раннего классицизма (конец XVIII века), увенчанное пожарной каланчой (начало XX века), хорошо видимое с противоположного берега. Правее, на углу Цнинского канала и улицы Артюхина, располагается Путевой дворец Екатерины II — один из многих, построенных на Московско-Петербургской дороге по единому проекту (подобные дворцы сохранились также в Торжке и Твери) — ныне занят школой. Впрочем, каменные здания на Острове имеются только у Цнинского кнала, большая же его часть застроена деревянными особняками характерной архитектуры (почти все с мезонином, многие украшены резьбой), наиболее зрелищный из которых стоит на углу Осташковской и Тургеневской улиц. В целом историческая среда Острова сохранилась заметно лучше, чем в Городской части.
Казанский монастырь.
Казанский монастырь расположен на восточной окраине города, куда (по улице Володарского) ходит автобус и маршрутное такси №10 (довольно редко), в двух километрах от центра. Монастырь возник в 1872 году стараниями князя Путятина, и большую роль в его создании сыграл святой Иоанн Кронштадтский. В монастыре хранилась Греческая Андроникова икона Божьей матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой — в Россию она попала из Византии, но была утрачена в 1984 году. Ансамбль монастыря сложился в конце XIX — начале XX века, и наиболее интересны три постройки: колокольня в эклектическом стиле, 13-главый Казанский собор сложнейшей архитектуры — один из красивейших в Тверской земле, и Андрониковский собор, похожий на творения Тона. Также в ансамбль монастыря входят жилые и хозяйственные постройки, но их архитектура очень примитивна. Монастырь закрыт для туристов, и попасть внутрь можно только во время вечерней службы в субботу и утренней в воскресенье.
Вышневолоцкая водная система — это старинная система судоходных каналов и рек, соединявшая бассейны Каспийского (Волга) и Балтийского (Нева) морей. Древний водный путь, по которому ходили еще новгородские купцы, во времена Петра I был превращен в судоходную магистраль, и в XVIII — начале XIX века представлял собой важнейшую транспортную артерию России. Центром водной системы был Вышний Волочек, стоящий на водоразделе Тверцы и Цны, то есть в "узле" водной системы. Вышневолоцкий водный путь начинается в Твери, откуда суда из Волги шли вверх по Тверце (на веслах, или с помощью бурлаков). В районе Вышнего Волочка, на Валдайской возвышенности, Тверца подходит к Цне, текущей на север, всего на 1.5 километра — здесь существовал древний волок, а в XVIII—XIX веках, стараниями М. Сердюкова, О. Корицкого и Я. Сиверса, здесь был создан важнейший узел Вышневолоцкой водной системы, включающий несколько каналов, Вышневолоцкое водохранилище, многочисленные гидротехнические сооружения разных эпох. Далее по Цне путь вел в Мстинское озеро, а из него по реке Мста (у ее истока сохранился шлюз) в озеро Ильмень и Волхов (причем из Мсты в Волхов попадали не по озеру, а по двум судоходным каналам), который в районе Новой Ладоги пересекался с Ладожскими каналами, объединявшими Вышневолоцкую водную систему с построенными позднее Тихвинской и Мариинской. Старейшее сооружение Вышневолоцкой системы, да и старейший судоходный канал в России вообще — Тверецкий канал, ограничивающий историческую часть города с юга. В первом варианте он был прорыт на месте волока в 1703—1709 годах голландскими мастерами под руководством князя Гагарина, и назывался Гагаринским. Однако только с реконструкцией времен Сердюкова канал стал исправно функционировать. Этот канал — важнейшее сооружение всей Вышневолоцкой водной системы, так как на дне канала зарождается Тверца, текущая на юг, а устье канала выходит в Цну, текущую на север. Тверецкий канал — весьма впечатляющее сооружение, его ширина около 30 метров, а чтобы пройти его вдоль (через предместья, потом мимо заводов, а дальше канал выводит за город), нужно не менее получаса. Городская часть канала в плохом состоянии — берега заросли травой и завалены мусором, но на загородной кое-где сохранились остатки каменной облицовки. В дальнем от Цны выходе канала находится современный бетонный Тверецкий шлюз (деревянный, построенный Сердюковым, не сохранился), над которым уцелели два обелиска, поставленных Екатериной II.
Цна в черте Вышнего Волочка сильно подпружена, и напротив исторического центра расположена Тверская Венеция — множество островков между протоками, соединенных мостами: всего в Волочке мостов и мостиков более 30. Однако островки заняты парком, и старинных зданий на них нет. Немного севернее устья Тверецкого канала находится лодочная станция, где летом можно взять напрокат лодку или катамаран. Цна здесь делает большую петлю, которую спрямляет начинающийся у Петербургского моста Цнинский канал (он же Сердюковский, по имени строителя). Узкий (около 15 метров) и извилистый, канал живописно петляет между парков и старинных зданий, и, не в пример Тверецкому каналу, поддерживается в хорошем состоянии: берега облицованы гранитом, вода чиста. Вообще, в отличие от Тверецкого канала, перегороженного мостами и трубопроводами, Цнинский канал сохранился почти в первозданном облике, и пригоден для водных прогулок. На самой же Цне огромный интерес представляет единственное гидротехническое сооружение времен Сердюкова: Цнинский бейшлот. Пройти к нему можно по улице Тургенева, и бейшлот представляет собой двухпролетную плотину, облицованную гранитными плитами и оснащенную современным подъемным механизмом наверху. Однако сам водоспуск бейшлота полностью деревянный, и почти не изменил своего облика за прошедшие 250 лет. Пожалуй, этот бейшлот — наиболее интересный исторический объект в Волочке. За бейшлотом расположено большое, довольно простое в архитектурном плане здание Вышневолоцкого гидроузла (конец XVIII века), где помещается дирекция водной системы.
Западнее Волочка расположено обширное Вышневолоцкое водохранилище. Это старейшее водохранилище в России (не считая пруда Алапаевского завода на Урале), и первоначально оно называлось Заводским (от заводов Сердюкова на его на берегах). Водохранилище построено еще Сердюковым и изначальная его площадь составляла всего 9 км2. Однако это водохранилище было важнейшей частью проекта, так как оно поддерживало постоянный уровень воды в Цне и Тверецком канале, что позволяло судам проходить Вышневолоцкий водный путь в межень. При Осипе Ивановиче Корицком водохранилище было расширено до 68 км2 (тогда же была насыпана земляная дамба около Московско-Петербургской дороги, защитившая тракт от затопления), а последняя его реконструкция проводилась в 1930-е годы, когда водохранилище достигло площади 109 км2, превратившись в огромный резервуар пресной воды. Тогда же в нескольких километрах южнее Волочка был прорыт Ново-Тверецкий канал протяженностью 5 километров, по которому вода Цны и Мсты поставлялась в Тверцу, а оттуда, через Волгу и канал имени Москвы — в столицу, обеспечивая около 8% потребляемой в Москве воды.
Неотъемлемая часть Вышневолоцкой водной системы — расположенная на берегу Вышневолоцкого водохранилища, в отдаленном районе Кашарово (из Вышнего Волочка автобус №9) усадьба Михаила Ивановича Сердюкова. Ансамбль усадьбы - один из старейших в России, он включает главный дом и флигели в стиле барокко, хозяйственные постройки, цейхгауз. В усадьбе не раз гостил Петр Первый, и по преданию, растущий рядом с главным домом куст барбариса был посажен самим императором.
Туры по Золотому кольцу. На главную >>>