Псков впервые упоминается в "Повести временных лет" в 903 г. В составе Киевской Руси псковские земли с XII века в период раздробленности были частью Новгородской республики.
Псков
Герб города Псков. Дата принятия: 13.11.1992
Описание: Современный герб Пскова основан на историческом гербе города (1781 г.).
Исторический герб Пскова - "в голубом поле барс, и над ним из облак выходящая рука". Имеются противоречивые мнения о том, какое животное было изображено на гербе города Пскова изначально. Самое раннее по времени описание есть в "Росписи всем Государевым печатям" 1626 года, где сказано: "Печать Псковская: барс, под барсом земля". Но в указе 1666 года об изготовлении так называемого гербового знамени царя Алексея Михайловича есть такое описание: "Печать псковская, на ней рысь бежащая". Все же большинство источников называют помещенного на гербе зверя барсом. Так, эмблема города Пскова барс есть на государственной печати 1583 года Ивана Грозного. В Титулярнике 1672 года к изображению барса добавлена благославляющая рука, выходящая из облака, - такая композиция повторяется и на всех позднейших рисунках герба. Псковский барс помещен на государственной печати в дневнике 1698 года австрийского дипломата Корба. Есть барс и на рисунке для полкового знамени 1729 года, и к нему еще имеется описание: "...Псковский - по-старому: барс - а над ним из облака рука: стоит на земле зеленой, поле лазоревое.
Описание: Современный герб Пскова основан на историческом гербе города (1781 г.).
Исторический герб Пскова - "в голубом поле барс, и над ним из облак выходящая рука". Имеются противоречивые мнения о том, какое животное было изображено на гербе города Пскова изначально. Самое раннее по времени описание есть в "Росписи всем Государевым печатям" 1626 года, где сказано: "Печать Псковская: барс, под барсом земля". Но в указе 1666 года об изготовлении так называемого гербового знамени царя Алексея Михайловича есть такое описание: "Печать псковская, на ней рысь бежащая". Все же большинство источников называют помещенного на гербе зверя барсом. Так, эмблема города Пскова барс есть на государственной печати 1583 года Ивана Грозного. В Титулярнике 1672 года к изображению барса добавлена благославляющая рука, выходящая из облака, - такая композиция повторяется и на всех позднейших рисунках герба. Псковский барс помещен на государственной печати в дневнике 1698 года австрийского дипломата Корба. Есть барс и на рисунке для полкового знамени 1729 года, и к нему еще имеется описание: "...Псковский - по-старому: барс - а над ним из облака рука: стоит на земле зеленой, поле лазоревое.
История Господина Великого Пскова
Псков впервые упоминается в "Повести временных лет" в 903 г. В составе Киевской Руси псковские земли с XII века в период раздробленности были частью Новгородской республики. После разгрома Руси ордой, которая не затронула Псков и Новгород, и успешного сопротивления псковичей в 1240-1242 г. рыцарям-крестоносцам, когда князь Александр Невский в 1242 г. освободил Псков и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена в Ледовом побоище, с 1348 г. Псков стал независимым от Новгорода княжеством - Псковской республикой - одним из крупнейших русских культурных и ремесленных центров того времени. Во многом Псковское княжество сохранило новгородский вечевой строй, в котором князья приглашались боярским советом на службу. В ходе последующего объединения русских земель вокруг Москвы древняя Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних - в 1510 г., хотя чувство национальной общности существовало всегда: из Московской летописи мы знаем, что в 1380 г. в Куликовской битве в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем. В 1399 г. Андрей Ольгердович отказался от княжения во Пскове за себя и за своего сына Ивана. Тогда псковское вече обратилось к сыну Дмитрия Донского, Великому князю московскому Василию I, с просьбой прислать в Псков князя из Москвы. Василий Дмитриевич выполнил эту просьбу, и с тех пор, в течение более чем ста лет, псковское вече выбирало князей из Москвы.
Сближение Пскова с Москвой было вызвано и чувством национальной общности, и политическими обстоятельствами того времени. Московские князья вели борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить республиканский Новгород своей власти. В этой борьбе они почти всегда имели Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг., когда литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, но поддержка Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями. С 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Также стала употребляться формула: «вотчина Великого князя, псковичи, добровольные люди». Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной Великих князей, но подчеркивали, что они «добровольные люди», то есть подчиняются по своей воле. И тогда союз с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам прислали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны. Существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому Великому князю Иоанну III были отправлены послами псковские посадники. Иоанн III, напомним, взяв в супруги Софью Палеолог, утвердил преемственность Москвы от сокрушенного турками Второго Рима, объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя "Государем всея Руси". Московские наместники забирали себе все большую власть и в Псковской республике. В 1467 г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. В 1483 г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах. Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало восстание, продолжавшееся три года, но окончившееся ничем.
К началу ХVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой в единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками республиканской самостоятельности Пскова. В 1509 г. в Псков был послан наместник - князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, который отказался считаться с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Узнав, что Великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника. Псковских послов Василий III не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6 января в Новгороде. Однако и между самими боярами согласия тоже не было, они жаловались друг на друга - было очевидно, что внутри псковской республики существуют острые "демократические" противоречия.
6 января 1510 г. по приглашению Великого князя Василия III, в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова. Бояре Василия III объявили собравшимся в Кремле посадникам великокняжескую волю: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полное упразднение Псковской республики и присоединение ее к Москве на равных основаниях с остальными русскими землями. 12 января в Псков прибыл великокняжеский посол Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, давно выполнявший поручения Великих князей. По случаю его прибытия было в последний раз созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III, но если вече не согласится с требованием Великого князя, он придет сюда с войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. Псковичи по просили разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Далматов разрешил. Большинство понимало бесполезность и ненужность сопротивления ради каких-то личных привилегий и почестей. Существование Пскова без Москвы и московской помощи было немыслимым, а внешние угрозы были рядом. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу. Рано утром 13 января 1510 г. в последний раз зазвонил псковский вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ: они принимали все требования Великого князя Василия III и подчинялись его воле. Был снят вечевой колокол - символ псковской республики. Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря, а потом отправлен в Москву.
Сближение Пскова с Москвой было вызвано и чувством национальной общности, и политическими обстоятельствами того времени. Московские князья вели борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить республиканский Новгород своей власти. В этой борьбе они почти всегда имели Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг., когда литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, но поддержка Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями. С 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Также стала употребляться формула: «вотчина Великого князя, псковичи, добровольные люди». Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной Великих князей, но подчеркивали, что они «добровольные люди», то есть подчиняются по своей воле. И тогда союз с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам прислали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны. Существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому Великому князю Иоанну III были отправлены послами псковские посадники. Иоанн III, напомним, взяв в супруги Софью Палеолог, утвердил преемственность Москвы от сокрушенного турками Второго Рима, объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя "Государем всея Руси". Московские наместники забирали себе все большую власть и в Псковской республике. В 1467 г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. В 1483 г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах. Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало восстание, продолжавшееся три года, но окончившееся ничем.
К началу ХVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой в единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками республиканской самостоятельности Пскова. В 1509 г. в Псков был послан наместник - князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, который отказался считаться с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Узнав, что Великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника. Псковских послов Василий III не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6 января в Новгороде. Однако и между самими боярами согласия тоже не было, они жаловались друг на друга - было очевидно, что внутри псковской республики существуют острые "демократические" противоречия.
6 января 1510 г. по приглашению Великого князя Василия III, в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова. Бояре Василия III объявили собравшимся в Кремле посадникам великокняжескую волю: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полное упразднение Псковской республики и присоединение ее к Москве на равных основаниях с остальными русскими землями. 12 января в Псков прибыл великокняжеский посол Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, давно выполнявший поручения Великих князей. По случаю его прибытия было в последний раз созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III, но если вече не согласится с требованием Великого князя, он придет сюда с войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. Псковичи по просили разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Далматов разрешил. Большинство понимало бесполезность и ненужность сопротивления ради каких-то личных привилегий и почестей. Существование Пскова без Москвы и московской помощи было немыслимым, а внешние угрозы были рядом. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу. Рано утром 13 января 1510 г. в последний раз зазвонил псковский вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ: они принимали все требования Великого князя Василия III и подчинялись его воле. Был снят вечевой колокол - символ псковской республики. Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря, а потом отправлен в Москву.
24 января в Псков приехал сам Великий князь Василий III. У Великих ворот его встретили духовенство и бояре, а на торговой площади у Святых ворот ждали все псковичи. Великий князь пошел в Троицкий собор, где отслужил благодарственный молебен. Тем не менее поначалу Василий III сохранил некоторые остатки псковской самостоятельности: продолжали действовать многие из старых судебных законов Пскова; псковичам было разрешено избрание двадцати четырех старост из числа купцов и богатых ремесленников. Эти старосты составили так называемую земскую всенародную избу. Они получили право участвовать в решении судебных дел и в сборе налогов с населения.
Наши контакты: +7-495-771-60-37; +7-495-973-70-51; www.zolotoe-koltso-tur.ru