Кашира. Название города Кашира произошло от названия речки Каширки. На левом пологом берегу Оки, в том месте, где в нее впадает Каширка, и образовался город Кашира. Первое упоминание о Кашире встречается в 1356 году в духовной грамоте московского князя Ивана II Красного (сына Ивана Калиты). В грамоте говориться о том, что князь Иван Красный завещает своему сыну Дмитрию село Кашира.
КАШИРА. Название города произошло от названия речки Каширки. На левом пологом берегу Оки, в том месте, где в нее впадает Каширка, и образовался город Кашира. Первое упоминание о Кашире встречается в 1356 году в духовной грамоте московского князя Ивана II Красного (сына Ивана Калиты). В грамоте говориться о том, что князь Иван Красный завещает своему сыну Дмитрию село Кашира.
По прошествии более ста лет, в 1480 году, Кашира была сожжена по приказу Ивана III. Зная о готовящемся набеге татар, под предводительством хана Ахмата, князь Иван III решил, что не сможет защитить Каширу. А уже через три года, в 1483, в результате договоренности рязанского и московского князей, Кашира становится подвластной Москве. Почти на 30 лет, с 1497 по 1526 год, московский князь отдал управление Каширой в руки бывших казанских татарских царей. В этот период (1498 год) к западу от Каширы был основан Троицкий Белопесоцкий монастырь и был совершен первый набег крымских татар (1517 год), который и положил начало конца «старой» Каширы. В течение последующих 80 лет, подобных набегов было более 20. Наиболее разрушительный из них, произошел в 1571 году. До 1619 года, помимо разорительных набегов, Кашира пережила эпидемию чумы и военные действия 1607-1611 годов.
На этом месте Кашира больше не восстанавливалась, а 1619 году была снова отстроена на правом берегу Оки. В 1629 году возводится земляной вал с деревянной крепостью, который становится одним из опорных пунктов Большой Засечной черты. Но уже во второй половине XVII века Кашира развивается как торговый город, отводя оборонной роли второе место. В этот период начинается рост благосостояния города. С 1708 по 1777 год Кашира входит в состав Московской губернии, c 1777 уже становится уездным городом Тульского наместничества (с 1796 — Тульской губернии). А в 1779 году Кашира получает регулярный план с прямоугольной сеткой кварталов. Возведение главной улицы ориентировано на ансамбль Белопесоцкого монастыря, расположенного за Окой.
Это благоприятное развитие продолжается до второй половины XIX вв. Кашира постепенно приобретает статус важного торгового центра. В городе развивается каменное и деревянное строительство (церквей, жилых домов), садоводство и огородничество, а также процветает мелкокустарное производство. Но в 1860-х годах, в стороне от Каширы, проводятся Курская и Рязанская железные дороги. Это обстоятельство является основным в процессе замедления дальнейшего развития торговли. И только когда в 1900 году рядом с Каширой строится Павелецкая железная дорога, развитие города возобновляется.
Начало XX века в Кашире, как и во многих уголках России, происходят волнения крестьян, недовольных политикой государства. А так же начинается строительство объекта, который в дальнейшем сильно повлиял на экономическое развитие города - Каширской ГРЭС. В 1929 году Кашира становится районным центром Московской области.
В самом начале Великой Отечественной войны Кашира сразу оказывается в зоне военных действий. Но уже в декабре 1941, в результате Тульской наступательной операции немецкие войска отбрасываются от Каширы.
В 1963 в состав Каширы вошёл город Новокаширск. А современная Кашира состоит из 4 обособленных районов: Старая Кашира, Привокзальный, Новокаширский и Кашира-2, которые образовались в результате развития города в 1950-1970-х годах.
История Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря
Вот уже более 500 лет на Ступинской земле существует тихая Свято-Троицкая обитель и, несмотря на свою незаметность, этот монастырь имеет очень интересную и древнюю историю.
«Вся история существования Белопесоцкого монастыря служит примером того, как национальные твердыни силой Святого Духа укрепляли и укрепляют русский народ».
1. Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Игумена русской земли святого преподобного Сергия Радонежского.
2. Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь».
3. Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев – известный русский писатель XIX века повествует: «По сказаниям иноков Белопесоцкого монастыря, что на берегу реки Оки и давнему преданию жителей города Каширы, святой Сергий Радонежский, пешеходствуя от Коломны к Серпухову, остановился отдохнуть и помолиться, и провёл там несколько времени. Это было недалеко от старой Каширы, где ныне село. Его молящегося, и место которое, как говорят, он благословил, подстерегли набожные любопытцы — и там, на песчаном берегу Оки, основалась обитель Белопесоцкая. Она стоит против новой Каширы…» 4. Однако, к сожалению, мы не можем с точностью сказать, что именно преподобный Сергий был первым строителем этой обители. Точная дата основания монастыря до сих пор неизвестна.
Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря. Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском СпасоПреображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 – 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки.
А далее произошло одно из самых интересных событий в русской церковной истории.
Каширские земли и города Кашира с Серпуховом около 1498 года были пожалованы Великим Князем Иоанном III бывшему Казанскому хану Магмет Аминю, так называли в русской земле хана Мухаммеда Эминя, который, будучи свергнут представителями династии Гиреев, был принят в русское подданство. Этот мусульманский государь в 1498 году выдал игумену Владимиру жалованную грамоту на земли по берегу Оки на так называемых «белых песках», которая давало право на строительство монастыря. Это и есть первое письменное упоминание об основании Троицкого монастыря на песках. Грамота закрепляла за обителью первые земельные и лесные угодья. Эта грамота была выдана ханом на имя «игумена Владимира с братиею», поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что к 1498 году место пустынных подвигов игумена Владимира превратилось в монашеское общежитие.
Впоследствии эта грамота много раз подтверждалась русскими государями. В одной из подобных подтверждающих грамот за 1542 год игумен Владимир именуется «начальником первым», исходя из чего, он и считается основателем и первым строителем монастыря известным документально. В настоящее время святой преподобный Владимир Белопесоцкий прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом Троицкого собора.
Белопесоцкий монастырь с самого начала обратил на себя внимание русских государей своим выгодным стратегическим и географическим положением. Ведь не секрет, что реку Оку наши предки именовали «Поясом Пресвятой Богородицы», не только по причине того, что по её берегам располагались древние обители, защищавшие духовно русские пределы, но и потому, что Ока была пограничной рекой русского государства. Поэтому новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже Московской Руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите Москвы от набегов крымских ханов. Именно поэтому Великие князья Иоанн III, Василий III, а также и цари Иоанн Грозный, Борис Годунов и Михаил Феодорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.
Например, царь Иоанн Васильевич «подарил монастырю церковную Богослужебную утварь, а царь Борис Феодорович подарил две драгоценные ризы, ныне хранящиеся в Историческом музее, в этом же музее пребывают сейчас некоторые иконы из Троицкого собора Белопесоцкого монастыря».
Согласно описям 1627 – 1629 годов на стенах монастыря стояло 11 пушек и более 20 пищалей… «да есть пять башен с бойницами, а на ограде две пушки волоконьи государевой дачи, да монастырских пушек 9, да 20 пищалей, да зелья полтретья пуда, да 50 ядер…»
Однако монастырь никогда не утрачивал своего, в первую очередь, духовного значения. В 1520е годы Белопесоцкую обитель прославил своими подвигами и подвижнической жизнью выдающийся старец Феодосий Коверя, почитание которого русскими людьми в начале XVI столетия можно сравнить только с почитанием преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского в веке XIX, или с почитанием нашими современниками недавно почивших подвижников христианского благочестия протоиерея Николая Гурьянова и архимандрита Иоанна Крестьянкина. Родом старец Феодосий был из Новгородской земли и состоял в родстве с древними боярскими родами Григоровых и Овиновых, которые сохранились до настоящего времени. «Слава подвижнической жизни этого старца была так высока, что про него слышал Великий Князь Василий III, который приезжал в обитель и беседовал со старцем». К сожалению, имя старца Феодосия Ковери сейчас известно очень немногим.
Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.
В эпоху правления царя Иоанна Грозного в Белопесоцком монастыре был возведён монументальный ансамбль каменных зданий и сооружений. Каменное строительство начато было ещё в 1564 году закладкой Троицкого собора и построением каменной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского с трапезною палатой. По монастырской описи сооружение было двухъярусным: «…да под церковью ж хлебня, под трапезою погребы…».
К сожалению сооружения XVI столетия были в значительной степени перестроены в период царствования Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, и в таком виде дошли до нашего времени. Однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. Полностью утрачена только одна каменная постройка XVI века, древняя монастырская колокольня. Еще в конце XVIII столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным Никольским храмом, возведенным еще в конце XVI века, была, построена невысокая звонница.
Когда во второй половине XVII века монастырь утратил свое стратегическое положение, жизнь в нём замирает. И тогда с 1681 года древняя обитель становится приписной к Коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.
В этот исторический период в монастыре производится значительное каменное строительство. В частности древнее здание Троицкого собора 1578 года перестраивается в традиции и в стилистике московской архитектуры второй половины XVII века.
Это традиционная для того времени постройка, в которой мало соборного величия и много перегруженности декоративными формами, обычными для построек того времени. Однако пространственное построение здания типичное для православного храма было сохранено.
Троицкий собор Белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею вели три высоких парадных крыльца. К концу ХХ столетия сохранилось только западное крыльцо, однако эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. Дело в том что гульбище-галерея двухъярусная. С востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.
Практически одновременно с собором вокруг монастыря были, фактически, заново выстроены и перестроены старые каменные стены и башни. В начале XIX века некоторые башни были переоборудованы под монашеские кельи, для чего пришлось пробить широкие проёмы в их стенах.
В архитектурном ансамбле Троицкого Белопесоцкого монастыря обращает на себя внимание тот факт, что в нём нет ни одного барочного сооружения. Причиной этого может быть то, что монастырь был давно благоустроен и состоял из капитальных сооружений XVI – XVII веков, кроме того, в 1700 году монастырь был передан по указу царя Петра Алексеевича ТроицеСергиевому монастырю, который ничего не перекраивал в его внешнем облике.
Только в 1764 году монастырь был вновь возвращен в ведение Коломенского архиерейского дома. На основании «Указа о секуляризации церковных имуществ» он был обращен в заштатный, и лишен всех своих вотчин, однако не упразднен.
Только в начале XIX столетия было окончательно завершено развитие комплекса монастырской застройки.
В 1802 – 1804 годах, при игумене, строителе, Феодуле и игумене Иоанникии вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: Сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной XVI века по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), о чем гласит надпись на памятной доске: «1804 года сия святая церковь построена во имя святаго Сергия Чудотворца при митрополите Московском и Коломенском Платоне…».
Судьба этого храма во многом интересна.
Долгое время после Отечественной войны 1812 года он стоял в запустении, пока в 1852 году, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) не был возобновлен и «освящен им самим».
Еще один храм в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи был также возведен в первой половине столетия и встроен в существующий ансамбль. Так как оба храма возводились на принципе контраста форм, и архитектурные массы обоих храмов были подчинены масштабу древних построек, удалось вписать оба сооружения в архитектурный ансамбль монастыря.
Духовное делание в Белопесоцкой обители продолжалось вплоть до революции. В 1916 году в монастыре подвизалось 50 братьев. В 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. В 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы Историческому музею. Однако до 1933 года в Троицком соборе монастыря совершались богослужения.
С середины 1930х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных строивших железнодорожный мост через реку Оку. Затем, на долгие годы в монастыре воцарилась мерзость запустения. Но, Бог поругаем не бывает. В советское время случались удивительные события, связанные с монастырем. Например, в ноябре 1941 года в обители была расквартирована часть 1го Гвардейского корпуса генерала П.А. Белова, и именно в тот день когда, согласно летописи, было первое упоминание о монастыре — 16\29 ноября, — было остановлено наступление немецких танковых частей под Каширой и немцы были разбиты.
Рядом с обителью в Тихвинской церкви села Среднее пребывает чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя Печали» — одна из Святынь Белопесоцкого монастыря которая была передана в этот храм после открытия его. Трудно было представить, что монастырь можно восстановить, однако, в мае 1993 года на Светлой седмице, Троицкий Белопесоцкий монастырь был открыт как женский. Это ли не свидетельство победы веры над смертью и разрушением!
В 1998 году торжественно было отмечено 500 летие обители и хочется верить, что главная святыня и форпост города — Троицкий Белопесоцкий монастырь, станет местом духовного паломничества для многих русских людей и жителей Подмосковья.
В настоящее время вновь восстанавливается триединое созвучие природы и архитектуры — город, река и монастырь, и очень важно, чтобы древняя обитель вновь стала украшением величественной панорамы, раскрывающейся с соборной площади города Каширы. Ведь замечательный своими архитектурными и художественными качествами ансамбль Белопесоцкого монастыря можно рассматривать в трех разных аспектах — и как целостный памятник русской архитектуры, и как духовный центр региона, и как элемент целостного природного ансамбля берегов Оки. Поэтому так важно восстановить красоту и целостность этого святого места. Во взаимосвязи духовного, природного и архитектурного наследия мы можем увидеть то, за что наши предки и иноземные путешественники именовали наше Отечество Святой Русью.
Экскурсионные туры в Москву посмотреть >>>
Эксперт по турам в Москву и Подмосковье: +7-495- 973-70-51 ; +7-926-145-10-72 - Екатерина, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.