Кострома - город входящий в состав Золотого кольца России. Центр лесного края – Заволжья, Кострома выделяется среди городов Золотого кольца своей сохранившейся от XVIII – начала XX в. первоначальной планировкой.
Герб города Кострома.
Описание: В лазоревом поле плывущая влево по лазоревым с серебряными гребнями волнам золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами; на мачте ? Императорский штандарт.
Утвержден решениями Думы города Костромы от 22.8.2002 #153, от 28.11.2002 #206, от 29.5.2003 #157.
Исторический герб Костромы, утвержден 24 октября 1767 г., восстановлен 5 июля 1878 года, повторно восставновлен 7 октября 1992 г. - "Как Ее императорское величество, в нынешнем 1767 году, во время своего, для утверждения благополучия нашего, от Твери до Казани по реке Волге на построенной нарочно для того галере, предпринятого путешествия, между прочими городами, по реке Волге лежащими, и город Кострому Высочайшего своего присутствия и посещения Всемилостливейше удостоить соизволила: того для, в память сего по реке Волге путешествия и представляется в сем гербе: в голубом поле галера под Императорским штандартом, на гребле плывущая по реке, натуральными цветами в подошве щита изображенной".
Нерехта: Дата принятия: 29.03.1779, 27.03.2003
Номер в Геральдическом регистре РФ: 1191
Описание:
В золотом поле одна подле другой - две чёрные раковины улитки, подобные рогам, отверстиями вправо и вверх.
Герб муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, в соответствии с Законом Костромской области от 28 апреля 2006 года № 13-4-ЗКО "О гербе Костромской области" ст.8 п.2 может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:
- без вольной части;
- с вольной частью - четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему углу герба муниципального района город Нерехта и Нерехтский район с воспроизведёнными в нём фигурами герба Костромской области.
Обоснование символики:
За основу герба муниципального района город Нерехта и Нерехтский район взят исторический герб уездного города Нерехты Костромской губернии Костромского Наместничества, Высочайше утвержденный 29 марта 1779 г., подлинное описание которого гласит: "Въ I-й части щита, часть герба Костромскаго: въ голубомъ полъ, корма галерная съ тремя фонарями и съ опущенными лъстницами - въ голубом полъ. Во 2-й части - в золотомъ полъ, двъ черныя раковины улитки, означающiя двъ ръчки, находящiеся около сего города, изобилующiя оными."
Кострома - центр лесного края – Заволжья. Кострома выделяется среди городов Золотого кольца своей сохранившейся от XVIII – начала XX в. первоначальной планировкой.В устье реки Костромы, на месте древнего поселения финно-угорских племен мери и черемиси в 1152 г. основатель многих залесских городов Юрий Долгорукий построил пограничную крепость – до середины XVI века это был единственный укрепленный пункт на левом берегу Волги.
Кострома, отрезанная от сухопутных торговых путей, которые связывали Ростов, Владимир, Ярославль, была столицей глухого края, покрытого лесами, «подобными морю», и болотами, богатого ценным пушным зверем, рыбой, солью, древесиной. Леса и сейчас занимают 72% площади Костромской области. Ее территория признана эталоном национального ландшафта средней полосы России.
Первое летописное упоминание о Костроме относится к 1213 г., когда город сгорел в первый раз из-за распри между сыновьями владимирского князя Всеволода Большое Гнездо – Константином и Юрием. Через два с половиной десятилетия город разоряет и сжигает Батый.
В 1246г. Кострома отдается в удельное владение внуку Всеволода – князю Василию Ярославовичу, во время правления которого наступает ее краткий расцвет. Василий становится великим князем владимирским, но остается в своей удельной вотчине, сделав на время Кострому фактически главным городом Северо-Восточной Руси. В его княжение был основан Успенский собор, в 1272 г. обретена икона Богоматери Федоровской, войском костромичан неподалеку от Костромы была одержана победа над татаро - монголами.
В 1364 г. Кострома входит в состав Московского княжества. В XIII-XV вв. город много раз горит, разоряется татарами, князьями и разбойничьими ватагами новгородских ушкуйников, и тем не менее, растет. В 1608 г. отряды поляков захватывают Кострому и укрепляют здесь, совершая набеги на соседние города. Но костромичи вместе с галичанами, создав первое народное ополчение, освобождают город от интервентов.
В 1613 г. Земский собор в Москве постановляет посадить на царство 16-летнего Михаила Романова, который вместе с матерью, инокиней Марфой, находится в это время в своей вотчине – костромском селе Домнино. Зимой того же года с целью устранить претендента на московский престол туда отправляется польский отряд. Тогда-то домнинский крестьянин Иван Сусанин и совершил свой подвиг. Он завел Поляков в болота и непроходимые чащи, спасая будущего царя, и сам был убит. Михаил Романов к весне укрылся в Ипатьевском монастыре, в стенах которого в Троицком соборе им и было дано согласие на царство. Михаил Федорович не забыл подвиг своего спасителя – потомкам Сусанина были выделены земельные наделы, а Кострома с того времени пользовалась покровительством династии Романовых.
После окончания Смутного времени в Костроме оставалось всего 312 дворов, но уже к середине XVII в. по переписным книгам их насчитывалось 2086. Город быстро рос территориально и экономически, славился отличными кожами, полотнами, белым мылом, олифой. Заново отстроился кремль. В городе работали более 70 иконописцев, местные каменщики строили церкви в Москве, Рязани, Переславле. К началу XVIII в., несмотря на несколько страшных пожаров и эпидемию моровой язвы, Кострома становится одним из крупнейших городов России, а с 1778г. – центром губернии. В связи с этим развертывается большое каменное строительство.
Пожар страшной силы 1773 г. оставил в городе всего несколько каменных строений, уничтожив не только жилые постройки, но и кремль. Генеральный план, спроектированный в 1776 г. и дополненный через 3 года ярославским генерал-губернатором А.Мельгуновым, был утвержден в 1781 г. Созданная планировка – шедевр русского градостроительного искусства. Постройки новой Костромы превосходно вписались в рельеф и сочетались с сохранившимися древними памятниками. Рационализм классического стиля помог удачно связать лаконичность и простоту застройки с красотой ландшафта.
Судьбы многих известных деятелей культуры связаны с этими местами. Здесь родились: основатель первого в России театра Ф. Волков, поэты В. Плещеев, П. Катенин, писатель А. Писемский, работал драматург А. Островский. Сейчас Кострома – аккуратный, красивый город, оставляющий у туристов прекрасное впечатление. Подкупает внимательное отношение местных жителей к приезжим, чистота улиц.
О своем посещении Костромы А. Дюма писал: «Ипатьевский монастырь был самой удаленной целью нашей экскурсии, мы начали именно с него. В России есть монастыри, как в Швейцарии есть горы, как в Финляндии есть озера, как в Италии есть вулканы».
Ипатьевский монастырь, издревле служивший оборонительным сооружением, находится на стрелке между рекой Костромой и Волгой. Его архитектурный ансамбль создавался с XVI по XIX вв., а основан он был примерно в начале XIV в. Первое упоминание в летописи о нем относится к 1435г.
В конце XVI в. возвысился и стал одним из самых богатых на Руси род Годуновых. На их средства в 1585 – 1890 гг. возводятся стены с башнями длиной более 500 м и высотой 6,5м. В это же время сооружается Троицкий собор – главный храм монастыря. Годуновы долгое время заботились о монастыре и делали для него щедрые вклады. В 1608 г. обитель захватили отряды «тушинского вора» - Лжедмитрия II. Но через несколько месяцев они были изгнаны костромским ополчением. С того времени, как здесь укрывался будущий первый царь династии Романовых – Михаил Федорович, монастырь считался «колыбелью» дома Романовых» и пользовался покровительством царской фамилии.
Разрушения Смутного времени «залечивали» местные каменщики под началом московского мастера И. Неверова. В 1642-1645 гг. с западной стороны монастырь был расширен и огражден новыми стенами «во спасение иночествующим и в сохранение христоименитым людям». Дополнительная территория, где разместилась богадельня, получила название Нового города. С середины XVII в. одна из башен Нового города – проездная Зеленая башня стала главным въездом в монастырь. В 1649 г. Троицкий собор монастыря, восхищавший современников своей красотой, был разрушен от взрыва порохового запаса, который хранился в подклете. Для создания нового за образец был взят ярославский Успенский собор, и в 1652 г. здание было возведено. Начали его украшать фресками в 1654г., позже интерьеры расписывали знаменитые костромские мастера Г. Никитин и С. Савин с артелью. «Церковь сия изографством написана в лето 7194-е(1686)». Эти фрески – одно из лучших произведений русской настенной живописи.
Самые старые фрески находятся на западной галерее – это «Страшный суд» и «Видение Иоанна Лествичника». В самом же храме сюжеты росписи – основные догматы христианства, жизнь Христа и деяния апостолов. На одном из столпов – изображение Михаила Романова. В интерьере храма также интересны деревянный резной иконостас (1756-1758), сделанный из березы – необычного для резчиков материала, двери XVI в., выполненные в технике «огненного золочения», перенесенные из старого собора. В ризнице, где хранилась богатейшая библиотека, была найдена знаменитая Ипатьевская летопись – один из самых древних летописных сводов.
Местночтимой иконой монастыря являлась Богоматерь Тихвинская, которая и ныне находится в иконостасе, слева от царских ворот. Огромная пятиярусная монастырская Звонница возведена в 1601-1604 гг. на пожертвования Годуновых. Большая часть колоколов с нее было перелито Петром I на пушки. Северные ворота построены в 1767 г. к приезду Екатерины II.Образцом для них послужили ворота Петропавловской крепости. Интересными постройками являются также Архиерейский корпус XVI-XVII вв., корпус «над погребами» с трапезной (1640), палаты бояр Романовых ( кон.XVI-нач. XVIIв.). В 1919 г. обитель закрыли, в монастыре разместили производственный поселок, в Троицком соборе поселили рабочих. Только в 1958 г. комплекс Ипатия получил статус музея-заповедника. В Новом городе был устроен Музей деревянного зодчества. Сейчас комплекс вновь передан церкви и музейные фонды вывезены.Деревянные храмы и дома убрали с территории, церковь Спаса 1712 г.сгорела. Рядом с монастырем осталась деревянная церковь Собора Богородицы 1552 г. из села Холм, но она находится в аварийном состоянии.
Архитектурно-этнографический музей находится за монастырем. Выставки «Крестьянская свадьба», «Крестьянское детство»-деревянные избы, церкви, бани, предметы быта, работают народные мастера. С Волги открывается красивый вид на монастырь, хорошо видны пять золоченых глав собора. Древние постройки красиво обрамлены могучими дубами и лиственницами.
Рядом с Ипатьевским монастырем, в нескольких минутах ходьбы, находится церковь Иоанна Богослова (1681-1687). Архитектура ее типична для храмовых построек кон. XVII- нач. XVIII вв. Прекрасное здание церкви несколько испортила пристройка зимнего храма в псевдорусском стиле, возведенная в 1902г. Интерьер расписывался в 1735 г. костромскими мастерами под руководством Ф. Логвинова. В Богословской церкви также стоит отметить роскошные резные царские врата иконостаса, прекрасные иконы XVII-XVIII вв.
Еще один монастырь-Богоявленский был основан выходцем из Троице-Сергиевой обители, учеником и родственником Сергия Радонежского, старцем Никитой «на посаде» Костромы в начале XV в.Расположенный здесь Богоявленский собор (1559-1565) является старейшей каменной постройкой Костромы. В Богоявленском соборе находится знаменитая икона Федоровской Божией Матери (XIII в.). Чудотворная икона уцелела, несмотря на многочисленные пожары, нашествия врагов и революционные бури. По легенде она была написана евангелистом Лукой.
Богоявленский монастырь был разорен отрядами пана Лисовского в 1608 г., но быстро восстановлен. XVII в.- период процветания обители, но в петровское время монастырь приходит в упадок. В 1847 г.его опустошает пожар, который уничтожил 4 храма, 6 каменных корпусов, весь архив и ризницу. В 1918 г. обитель закрыта и монахини изгнаны. В корпусах, как и в Ипатьевском монастыре, были размещены семьи рабочих-текстильщиков. С 1990 г. здесь восстановлена женская монашеская обитель. Крепостная башня, возведенная в XVII в., стала основанием колокольни Богоявленского монастыря, ее венчает черный восьмигранный шатер и золоченый купол.
От Богоявленского монастыря недалеко до центральной площади Костромы-Сусанинской, от который веером расходятся несколько улиц. На ней, согласно высочайшие утвержденному плану, был выстроен восьмиколонный дом Борщова (1819-1824, С.Борщов –генерал, участник войны 1812г.), а также здания общественного назначения – гауптвахта и 35-метровая Пожарная каланча(1823-1827).
Гауптвахта, один из лучших памятников русского классицизма, была возведена в 1824-1827 гг. по проекту архит. П. Фурсова. Он являлся губернским архитектором почти 30 лет с 1817 г. и спроектировал многие здания города, но наиболее яркими из построенных им остаются гауптвахта и пожарная каланча.
В здании Гауптвахты сейчас расположен Литературный музей. Интересы экспозиции «Писатели-костромичи XVIII-нач. ХХ в.», «Ипатьевская летопись-историко- литературный памятник XV в.», библиотека Е. Осетрова. От площади начинается проспект Мира в начале которого находятся три интересных постройки –Романовский музей, Дворянское собрание и Драматический театр им.А. Островского(1863)-один из старейших провинциальных театров России. В первых двух зданиях располагаются экспозиции и фонды Костромского объединенного историко-архитектурного и художественного музея –заповедника. Проект здания романовского музея утверждал лично император Николай II, царь также присутствовал на его открытии в 1913 г.во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых. В музее интересно представлены иконы XVI-XVIII вв., русская портретная школа XVIII в., также здесь имеется собрание картин XIX-XX вв. всех жанров русского изобразительного искусства этого времени. Особого внимания заслуживает коллекция произведений Е. Честнякова-художника из деревни Шаблово Костромской губернии – несколько десятков полотен, графика, глиняная, скульптура. В 1991 г. музей получил также здание Дворянского собрания (кон.XVIII –нач.XIX вв., архит.М.Праве), «Белый» зал которого считается одним из лучших в России по акустике и освещению.
С другой стороны Сусанинской площади, в скверике, выводящем на старинную торговую улицу Молочная гора, стоит памятник Ивану Сусанину. Раньше в городе был другой памятник- колонна с бюстом Михаила Романова и под ней на постаменте коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Теперь на этом постаменте стоит скульптура В.И. Ленина, а колонна лежит на площади.
Центр Костромы включал в себя два архитектурных ансамбля –соборный и торговый. Успенский собор XV-XVI вв. и Благовещенский (XVIII в.) с высокой колокольней, которая являлась городской доминантой, до нас не дошли. От соборного ансамбля остались лишь два трехэтажных здания Соборного причта (кон. XVIII –нач. XIX вв., архит. С. Воротилов). На короткой, живописной ул. Чайковского (с левой стороны которой, на месте бывшего кремля, расположен Парк культуры) стоит беседка А. Островского.
Торговый ансамбль, построенный на месте костромского посада, состоит из десяти зданий торговых рядов. Это один из крупнейших сохранившихся торговых центров России кон.XVIII-нач.XIX в. Его начал строить в 1789 г. архит. С. Воротилов. Первыми были возведены нарядные Красные ряды и монументальные Большие Мучные ряды на Сусанинской площади. Оба корпуса выполнены в виде каре с ячейками купеческих лавок. На первом этаже размещались сами лавки, а второй этаж и подвалы предназначались для складов. В Красных рядах торговали тканями, обувью, галантереей, в Мучных – мукой, зерном и льном. Позднее к ним добавились Пряничные ряды, Малые мучные, Рыбные, Масляные, Мелочные, Табачные, Молочные (внутри Красных). Южный фасад Красных ворот был украшен церковью Спаса в Рядах (архит.С.Воротилов, 1792-1794). Главный подход к торговому комплексу располагался со стороны Волги, откуда был устроен парадный въезд в город- Московская застава (1823). Напротив Красных рядов, через Советскую площадь находится еще одна общественная постройка- здание Присутственных мест (1806-1808), построенное архит. Метлиным по проекту А.Захарова. У моста через Волгу на одной из древнейших улиц города Нижней Дебре находится церковь Воскресения –на –Дебре, одна из красивейших в русской архитектуре XVII в. Ее построили на средства горожан и богатые вклады купца Кирилла Исакова, который по легенде обнаружил в бочке с краской «индиго», присланном из Лондона, золото «на богоугодное дело». Стены церкви внутри прекрасно расписаны, настоящее сокровище-резной иконостас. Еще два интересных посадских храма находятся за Волгой – Преображенская церковь (1685) и Ильинская-на-Городище (1683-1685), построенная на месте древнего мерянского поселения.
Туры по Золотому кольцу. На главную >>>